Хейхо
"Воинский (Хей) метод (Хo)": название стратегии, данное Ито
Иттосаи Кагехиса (1560 - 1653) в его стиле Итто-рю Кен-джутсу, стало
своеобразной маркой новой концепции в технике боя с мечом: обучение должно
нацеливаться больше на духовное возвышение, чем на фактическое приобретение
методов ведения боя. Без сильного умственного и без "правильного" духовного
отношения, те, кто практикуют искусство владения мечом, будут только уничтожать
себя. Это понимание должно быть спокойным, чистым и искренним (Макото). Это -
единственный способ использовать действие противника против него самого (Катсужин-но-Хейхо).
Хейхо, таким образом, относится к вполне защитному действию, в котором нет
никакой агрессивности (примечательным является то, что японские иероглифы "Хей-хо"
читаются как "Путь воина", принимая во внимание, что та же самая идеограмма
читается в Китае, как "Путь мира").
Новая цель искусства меча (Кен-но-шиндзуи) периода Эдо (с
1603 по 1868), который обозначается также как Сэйхо, передавать, через обучение
всех мастеров меча (Кенши), эту новую философию искусства меча всем ученикам
школы Ягю Шинкаге-рю.
Исшин-итто
"Дух и меч едины", выражение, которое используется мастером
меча (Кен-джутсу) Ито Иттосаи, чтобы подчеркнуть факт, что не может быть никакой
технической эффективности без духовной зрелости.
Ито Иттосаи Кагехиса (1560 - 1653) действительно думал, что
обучение эффективной технике борьбы будет бесполезно для человека, не имеющего
моральных ценностей, потому что это изучение превратится только в "Путь
разрушения". Он также думал, что тот, кто поставил перед собой цель овладеть
мечом, должен быть мастером и в литературе, и в воинском искусстве (Бу). Это был
очевидный стимул для воина, чтобы нацелиться, прежде всего, на формирование у
себя характера более полезного для мирного общества, которое поддерживал
Такугава. Итто-рю преподавал принцип Шин-ки-рёку, который переводится как
"власть (рёку) разума (шин) и внутренней энергии (ки)".
Именно поэтому Ито Иттосаи не любил, когда в обучении
использовалось название "Кен-джутсу". Он считал, что это название весьма
ограничено и слишком грубо. Он предпочитал название Хейхо, или Итто-рю Хейхо. Он
считал, что Кен-джутсу - это искусство убийства, а Хейхо - искусство защиты.
Даже если заключительные результаты могут быть те же самые, различие между ними
фундаментально и в отношении, и в духе техники. Всегда было возможно нанести
поражение противнику или даже убить его, но самый высокий уровень в учении
Итто-рю Хеихо, нацеливал человека хранить меч в ножнах максимально долго и таким
образом уходить от конфронтации, используя только психологическое преимущество,
которым возможно заставить потенциального противника отказаться от нападения. Мы
находим здесь значение Мутэкатсу ("победа без рук") Бокудэна Тсукахары (1490 -
1571), который рассматривал эту возможность, как самую большую победу над
противником.
Хейджо-шин-коре-до
И ещё один принцип - Хейджо-Шин-коре-миши: "Обычное
Сознание - есть Путь" - это известный ответ, мастера дзэна Нансена Фугена,
который он дал на вопрос своего ученика Джошу Джушина: "Что такое - Путь?", при
изучении одного из Коанов, который в прошлом принёс ему просветление (Сатори).
Этот ответ обозначает состояние духа (Хейджо-шин) в котором дух, или сознание,
не занято ни в каком направлении, и просто остаётся в сбалансированном
состоянии, то есть, "обычном". В VIII веке уже китайский мастер Чань (яп.: Басо)
Ма-тсо определил свой путь, как "Дух каждый день".
Это понятие стало краеугольным камнем классической
философии боевых искусств (Будо) древней Японии. Оно может быть найдено, среди
других, в концепции Ива-но-ми ("тело подобно скале"), описанной Миямото Мусаши в
своей работе "Искусство меча". Внутреннее состояние Воина во всех жизненных
ситуациях находится в состоянии Хейджо-Шин, которое значит, прежде всего,
духовное отношение, лишь потом переходящее в физическое. Всё это даёт человеку
ощущение стабильности, спокойствия, самообладания. Даже в чрезвычайно
неблагоприятной и бедственной ситуации. Это должно иметь место и на поле
сражения, и в ежедневной жизни. Это единственный путь эффективно противостоять
самым неожиданным ситуациям и выжить в поединке. Сущность Хейджо-Шин-коре-миши
была, таким образом, центральным пунктом в занятиях того, кто выбрал для себя
Путь оружия, Самурая.
Роланд Хаберзетцер
8-ой Дан Каратэ-до, Президент C.R.B.
(выдержки из книги Сэнсэя Хаберзетцера "Энциклопедия боевых
искусств Востока").
Перевод Евгения Безручко.
http://www.orenburg.ru/nftk/publ/3budo.html