«Даже если ваши противники нападают на вас с четырех
сторон, постарайтесь бороться с ними в одном направлении (…). Пусть ваши глаза
охватывают все.» Миямото Мусаши («Книга пяти колец» – Книга воды)
« После тысячи повторений (техники), достигают легкости…
После тысячи повторений, в них воплощается дух…»
(китайская пословица)
Некоторым, кто мог бы удивиться, что после стольких лет
занятий будо я ограничиваюсь повторением общепринятых и базовых классических
техник и правил древнего общества, которое передавало эти техники, я мог бы
сказать, что «Путь Тенгу» (Тенгу-но-миши) – это, в сущности, не более чем
современное толкование древней традиции. Или же, что речь идет о традиционном
поведении будока в своем истинном понятии (либо желание избежать боя, либо
необходимость «реального» поединка - только два варианта предусмотренные
по-настоящему «боевым» поведением), но новом по форме выражения (по новому
современному определению, в контексте применения классических техник). Я хочу
рассказать о краеугольном камне этой системы, т.е. «Универсальной защитной
реакции» (R.U.D.) или освоении «защиты Тенгу» (Тенгу-но-камае), начиная с
которой все формы защиты или противодействия могут расцениваться как реакция на
атаку или просто на угрозу атаки.
Тенгу-но-камае – это своего рода форма противодействия
(физическая и умственная тактика, при которой возможен любой выбор), но которая
может сама также быть защитным движением (возможность устранить опасность
конфликта без физического вмешательства). Я вернусь позже к способу управлять
опасностью, начиная с этой «боевой позиции», главная цель которой – установить
безопасную дистанцию между собой и источником опасности, что позволяет выиграть
время, прежде чем нанести ответный удар, если он действительно необходим.
В предыдущей статье об изучении понятия Тенгу-но-камаея
ограничился объяснением реакции на фронтальную агрессию, следуя двум сценариям:
первый – атака на короткой дистанции (Ма), второй – атака на еще более коротком
расстоянии (Чика-ма), согласно определению «зоны личной безопасности» (см.
ниже). Ниже речь пойдет о «защите Тенгу» по 4 основным направлениям (Шихо):
впереди, с левого бока, с правого бока, сзади.
Таким образом, мы приступаем к рассмотрению поля
многостороннего применения Тенгу-но-камае, его составляющих и его целей. Следует
подчеркнуть, что данная тема может быть понята только во взаимосвязи с
предыдущей статьей.
Структурные принципы Тенгу-но-камае.
Эта защитная позиция (Камае) основывается на первоначальном
определении вашей «сильной стороны» (обычно, это правая сторона для правши,
левая – для левши, т.е. та сторона, на которую больше полагаются для
эффективного проведения контратаки) и вашей «слабой стороны» (обычно, это левая
сторона для правши, правая – для левши, т.е. та сторона, на которую больше
полагаются при защите перед ответным ударом). Несмотря на то, что разносторонние
упражнения, конечно, необходимы (можно делать все на тренировке, лишенной
риска…), мы исходим из мысли о том, что в случае реальной опасности в реальной
жизни, тело будет реагировать инстинктивно, так, как ему кажется наиболее
эффективным, какими бы ни были специальная персональная подготовка или «память
отлично натренированных мышц» (в действительности, если честно, считают, что
правильно выполненное движение становится автоматическим только после, как
минимум, 6000 – 8000 повторений, что за интерес тратить половину времени на
«закрепление памяти», путем повторений движений с правой стороны также как и с
левой? В реальности, когда второго шанса не будет, нужно идти к главному и
структурировать свою тренировку согласно насущным потребностям.).
Защита основывается на простом и всегда одинаковом языке
жестов (что, впрочем, подходит и для безоружного боя, и для вооруженного, Кобудо
и др.), состоящем в основном из «мышечной памяти», которая в неожиданный, но
решающий момент опередит любую форму умственного вмешательства в подготовке
ответного удара…
Защита выполняется, чтобы защищаться в любом направлении,
откуда может грозить опасность, первоначальным отступающим движением или (и)
поворотом тела, которое пустит в ход этот идентичный язык жестов, ведущий к
финальной идентичной позиции: слабой стороной к опасности, сильной – слегка
отступить…
Защита отражает силу воли, самообладание и контроль над
ситуацией. Она выражает желание сначала распознать опасность и оценить
необходимость сопротивляться ей, а также выбрать средства для борьбы с ней. Она
защищает от первой, инстинктивной и бесконтрольной реакции. Это для того, чтобы
не быть отброшенным непропорциональным опасности ударом. Нужно грамотно
«ответить» опасности и ее материальному воплощению (дать «необходимый и
адекватный» ответ)…
Она позволит непосредственно начать действие, без перехода
из одного состояния в другое, с максимальным выбором возможных техник (одинаково
хорошо как в варианте Го-но-сен, так и в варианте Сен-но-сен), с мобилизацией
энергии и скорости (а именно естественное положение ног (Мото-дачи) и
расположение бедер). Она может реализовываться в сочетании со всеми техническими
выражениями большого арсенала техник, предоставленного в распоряжение
классическими боевыми искусствами. Но всегда в реалистичной манере (т.е.
согласно обстоятельствам, полю боя, предпочтениям, физическим возможностям,
ощущениям момента…)…
Тенгу-но-камае – это не техника сама по себе (она имеет
место быть непосредственно перед поединком), но она содержит все необходимое для
дальнейших действий, когда нужно вступить в бой. Непрерывная умственная тактика
Дзаншин (еще не сфокусированная концентрация), сопровождаемая Хаппо-моку (это
«зрительный поиск», см. ниже).
http://www.orenburg.ru/nftk/publ/tengu_defense.html