МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
А теперь рассмотрим вопрос о том, как правильно общаться с
учащимися во время занятия. На первый взгляд, эта тема может показаться не
заслуживающей внимания, однако значение ее трудно переоценить. От того, что и
как вы говорите, во многом зависит мнение, которое складывается о вас у
учеников.
Самое главное - не будьте слишком многословны. Бели вы
проговорите половину занятия, все это время ваши ученики будут вынуждены слушать
вас. А они пришли к вам, чтобы изучить физическую дисциплину, которая требует
практики, а не дискуссий. Но не бойтесь говорить, когда вам необходимо сообщить
ученикам нечто важное. Кроме того, устно хвалите и поддерживайте учащихся, давая
им понять, что вам не безразличны их успехи или неудачи. В определении пропорций
составных частей учебного процесса постарайтесь найти некую золотую середину
между самостоятельной работой учащихся, занимающей основную часть тренировки,
профессиональной демонстрацией им изучаемых техник и четкими устными
объяснениями.
Когда вы что-то объясняете, выражайте свою мысль как можно
проще и стремитесь быть предельно конкретными. Если ваши высказывания касаются
новой техники, убедитесь, что большинство учащихся правильно поняло вас, и
только после этого переходите к следующей теме. Независимо от того, насколько
понятно вы способны изложить свою мысль, в группе обязательно найдутся такие
ученики, которым не все будет ясно. Но не стоит слишком переживать из-за этого.
Просто уделите им больше времени на практических занятиях, которые последуют за
устными объяснениями.
Обращаясь к группе, следите за тем, чтобы голос ваш звучал
твердо и уверенно. Уже только по вашему голосу учащиеся смогут определить, что
вы собой представляете. Поэтому в процессе преподавания постоянно стремитесь
оставаться самим собой. Прежде чем сказать что-то, тщательно продумайте, что вы
собираетесь сообщить учащимся. Все затрагиваемые на занятии темы должны иметь
самое непосредственное отношение к изучаемому искусству. Единственная цель ваших
устных обращений к группе состоит в том, чтобы способствовать развитию
индивидуальных качеств ваших учеников и расширить объем их знаний.
Если на занятиях вам всегда необходимо оставаться строгим и
требовательным, то при общении с учениками вне стен тренировочного зала
проявляйте к ним вежливое и уважительное отношение. На тренировке вы можете быть
сержантом, муштрующим новобранцев, но в быту вы обязаны быть безукоризненным
джентльменом. Гармоничного сочетания этих двух крайностей можно достичь только
упорной и настойчивой работой над самим собой. При таком вашем поведении
учащиеся лучше всяких слов поймут, что в работе вы - принципиальный
профессионал, а в жизни - добрый и приятный в общении человек. А это
неотъемлемое качество победителя.
Чтобы выработать в себе такое сочетание строгости и
мягкости, необходимы время и немалые усилия. Занимайтесь этим при каждой удобной
возможности. Регулярно репетируйте, что и как вы должны сказать ученикам, и
тогда в вашем голосе появится уверенность, а произнесенные слова станут
значительно весомее. Вскоре вы научитесь четко и точно доносить вашу мысль до
учащихся. Самое удивительное то, что вы сможете обращаться к ним без
предварительной подготовки. Вы превратитесь в прирожденного оратора. А от этого
весь процесс обучения станет протекать более гладко, и учащиеся с легкостью
приспособятся к вашей манере преподавания,
Применяя на практике метод проб и ошибок, вы узнаете много
нового о себе и о своих учениках. Но добиться чего-то реального можно лишь в том
случае, если не сидеть сложа руки. Вы поразитесь собственным возможностям.
Главное - попытайтесь проявить их. И вскоре вы обнаружите, что в совершенстве
владеете своей речью, учебным процессом, самим искусством и, что самое главное,
способностью использовать свой внутренний потенциал. В процессе обучения других
вы сами будете постоянно продолжать совершенствоваться. В этом и состоит
отличительная особенность великих учителей.
Правила профессионального поведения
1. Быть строгим и требовательным в поддержании дисциплины
учащихся.
2. Четко и доступно объяснять новый материал.
3. Познакомить с философией и историей изучаемого
искусства.
4. Быть вежливым и доброжелательным при опросе учащихся.
5. Готовиться заранее к проведению занятия.
6. Не разговаривать во время занятий на личные темы.
7. Сохранять необходимый баланс между жесткостью и
мягкостью.
http://tkd.kulichki.net/metod/m4_8.htm