И, кроме того, «третий глаз»…
Но есть еще и… Достигая высшего уровня, начинаешь
ЧУВСТВОВАТЬ. В традиции боевого искусства говорится, что нужно глядеть «сквозь»
сознание противника «третьим глазом»… Например, Мусаши в своем книге
«Горин-но-Шо» говорит о понятии «Канкен». В битве на мечах он различает два
понятия: «Кан» (т.е. видеть «сквозь» или смотреть «в сердце») – пронзительный
взгляд, нацеленный на сознание противника, и «Кен» (т.е. смотреть) –
поверхностный взгляд, простое наружное наблюдение. Главное выражение будо
«Кан-кен-футацу-но-кото» соотносится с необходимой способностью воспользоваться
интуицией (Кан), чтобы достичь высшего уровня в боевых дисциплинах, и эта
способность должна гармонично сочетаться с наблюдением (Кен), чтобы вовремя
распознать опасность. Таким образом, воин может согласовать свое поведение. Ведь
не глаза распознают опасность, а интуитивное знание сути вещей помогает найти
эффективное решение. Физически видеть не достаточно. Нужно еще и «видеть» с
помощью интуиции, что и является «сердцем» видения. Это сходно с образом
«Эндзан-но-мецуке» («Взгляд с далекой горы»), упоминавшийся ранее: не
останавливайте свой взгляд на чем-то конкретном, ни на самом противнике, ни на
его оружии. Как если бы он находился далеко за «видимым горизонтом» и не имел
материального выражения. «Чувствовать» - это своего рода состояние «прощения», в
котором кто-то движется, будока или другие. Оно действует в другом измерении,
которое можно (или нельзя) обнаружить в ходе практики, и бесполезно и глупо
придавать ему большее значение. Но японские выражения, привлекающие внимание к
этому уровню видения, еще более многочисленны. Так например: «Кен-ва-ме-де-миру»
(обычное зрение, на самом деле, также хорошо, как и физическое),
«Кан-ва-кокоро-де-миру» (интуитивное зрение – это «сердце» видения),
«Кен-но-мё-ва-ёваку» (зрение, полагающееся на глаза, слабо и ненадежно),
«Кан-но-ме-ва-тсуёи» (зрение, основанное на интуиции, сильно и надежно)…
Необходимое осознание через специальную тренировку…
Здесь представлены практические упражнения, позволяющие
научиться ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ.
1) тренироваться зрительному поиску…
Зрительное восприятие – это один из базовых элементов,
который входит в раздел «оценка», а стало быть, и «решение», акронима A.D.E.M.
«Тенгу-но-миши» (Оценка – Решение – Схватка – Подвижность) и руководит любым
действием или бездействием. Постоянная тренировка «Тенгу-шихо-но-камае» должна
постепенно и инстинктивно вести вас к настоящему осознанию. После каждого
движения: возврат к положению «Тенгу-но-камае», затем простой (но внимательный!)
осмотр левой стороны, позади себя, контролируя правую сторону, перед последним
поворотом и проверкой перед собой, т.е. осмотром первоначальной опасности. Метод
изложен здесь схематично, но этого достаточно на первое время. Для знатоков
«Пути Тенгу» этот «зрительный поиск» широко применяется и совершенствуется в
«Тенгу-но-ката».
2) не приковывать взгляд…
Главный вопрос в том, нужно ли проверять результаты
освоенной техники, прежде чем обучаться новой? Нужно быть достаточно уверенным в
своей собственной технике, чтобы не было необходимости постоянно доказывать ее
эффективность. Это позволяет сохранять постоянную телесную и зрительную
подвижность, чтобы не попасть в ловушку, замерев на месте или проморгав
неожиданную опасность. Основное правило гласит: однажды освоив технику, нужно
отстраниться от нее (иногда даже немного раньше, чем она станет полностью
освоенной…), отойти от первоначально намеченной цели, если чувствуете, что
что-то изменилось (неполнота ответа, внезапное сопротивление…). Отсюда и
важность непосредственного физического контакта, как можно более
продолжительного… когда необязательно «видеть», чтобы «знать»… Это сложно
(большая мобилизация энергии плюс высокая телесная и зрительная подвижность, нет
времени встать в определенную позицию) и затруднительно (этот метод требует
повышенного чувства контроля и хорошего уровня подготовки), но действительно
позволяет сохранить власть над меняющейся ситуацией, выиграть время и не стать
заложником только одной опасности (ведь она может быть всего лишь отвлекающим
маневром для другой, более значительной опасности), используя наилучшим образом
и как можно дольше свою энергию. И это небесполезный совет… В целом же, это
лучшая быстрота реакции. Тренировка и постепенное продвижение вперед определят
каждому свой лимит. Ясно, что не нужно давать никаких обязательств в отношении
времени на ознакомление с «Тенгу-но-камае», необходимого для освоения этого типа
поведения, и что базовая техника, классические техники Кихон или Иппон-кумите,
немного пересмотренные и откорректированные, смогут помочь в первое время…
Понятие «Тенгу-но-Миши»(некий возврат к источнику, о котором я упоминал, призыв
для тех, кто настроен решительно против моих рассуждений о «духе традиции»)
может соотноситься с любой формой техники в залах для занятия восточными
единоборствами!
Этому принципу поведения можно тренироваться с одним
партнером, представляя других противников, атаки которых ведутся с разных сторон
и в разном ритме. Типы сценариев здесь безграничны!
Мне кажется важным еще раз подчеркнуть, что «Тенгу-но-Миши»
не содержит в себе ни новой техники (все уже давно придумано), ни нового стиля,
обобщенного с другими техниками. Напротив, речь идет о школе в том смысле, как я
понимаю подлинно воспитательный путь, который указывает на действенное поведение
в любых условиях повседневной жизни и девиз которого: отказаться сражаться, но и
отказаться подчиниться... Что до остального, надо было бы сначала убедить себя,
прежде чем противиться драматическому отклонению неожиданной ситуации,
вторгающейся в спокойную сытую обыденную жизнь. На самом же деле, эта «хроника
объявленной катастрофы» написана теми, кто путают спортивную эстетику и боевое
поведение, ограниченное пространство (с его правилами) и реальную жизнь (с ее
недостатками)… Мудрое правило, которое подводит итог тому, что должно быть целью
всякого разумного существа вновь содержится в книге Сун-Цзи «Искусство войны»
(глава 3): «Тот, кто осторожен и ждет врага отовсюду, победит…».
Конечно, вам одному определять ваши стимулы и искать
средства их поддержания. Никто не может встать на ваше место, да никогда и не
встанет. Подумайте об этом вовремя…
_________________________________________
*«Цветовая шкала опасности» - это шкала цветов,
соотнесенная с уровнем опасности в схватке (сегодня ее используют также в
метеопрогнозах и в оценке уровня террористической угрозы в ряде стран мира),
начиная с неясной и заканчивая определенной физической угрозой (агрессией).
Принятое уловное различие начинается с БЕЛОГО цвета (состояние сна, абсолютной
расслабленности), переходит к ЖЕЛТОМУ (состояние бодрствования, соответствующее
обычной жизни), затем к ОРАНЖЕВОМУ (состояние повышенного внимания, но еще не
направленного на определенный объект, и как следствие – ощущение возможной
опасности), и, наконец, КРАСНЫЙ (общая тревога, чувство определенной и
непосредственной опасности).
http://www.orenburg.ru/nftk/publ/st_haber.html