Нет времени перевести дух…
Опыт показал, что на практике, при неожиданной угрозе,
внимание становится «негнущимся», полностью сфокусированным на опасности, и даже
если эта опасность становится более конкретной (появление оружия), взгляд все
равно направлен на источник проблем. И тогда прибегают к технике «туннельного
видения»… образу достаточно выразительному. Но что же произойдет, когда
опасность будет исходить от нескольких лиц, когда один или два человека
присоединятся к вашему противнику, сразу же или чуть позже, подойдут вплотную
или остановятся на некотором расстоянии, разные по степени опасности (в
зависимости от техники, телосложения, видов оружия…)? Как управлять опасностью,
которая приобрела одновременно множественные формы или же которая,
просто-напросто, растет? «Туннельное видение» не дает возможность охватить то,
что не находится в непосредственном поле видения или, что еще хуже, в моменты
растерянности совершенно исчезает способность рассуждать, и вами овладевают
чувства. Учащение пульса, увеличение объема легких (неконтролируемое дыхание),
зрительные и слуховые нарушения, эмоциональная заторможенность, теряется
зрительный и сенсорный контроль, тело становится, в лучшем случае,
неуправляемом, в худшем – начинаются судороги. Эти реакции совершенно
естественны для человека, но после этого более не возможно разумно управлять ни
опасностью, ни способностью ответного удара, и все становится непредсказуемым и
потому еще более опасным. Зрительная концентрация на чем-то одном
(сосредоточение) сковывает рассудок как техника. Она, безусловно, важна в тот
или иной момент столкновения, где нужно сконцентрировать все свое внимание на
материальном воплощении опасности, чтобы нейтрализовать ее немедленно и любой
ценой. Но не следует задерживать на ней внимание больше, чем это необходимо.
Обретя подвижность, нужно вернуться к вновь открытому видению, которое позволяет
действовать мгновенно и согласно меняющейся действительности (особенно, в случае
многократного нападения). Это называют «общее видение» и «периферийное видение»,
когда глаза стараются рассмотреть все под разными углами. Это и означает
«видеть» в бою, это является настоящим способом ВИДЕТЬ.
«Общее видение» и «периферийное видение»: открыть поле
зрения…
Миямото Мусаши (1584-1645) изложил в своем известном
«Трактате пяти колец» («Горин-но-Шо», Книга воды) несколько правил по данной
теме. Среди прочих там можно встретить такое – «Необходимо иметь широко
устремленный взгляд» или «Намного важнее видеть, чем смотреть… Важно не только
обдумать дальнейшие действия, но и оценить нынешнюю ситуацию… Нужно не выпускать
из виду клинок противника, но в то же время не обращать внимание на
незначительные движения оружия… Нужно уметь смотреть с двух сторон, не двигая
глазами». Можно увидеть на картинке воина, стоящего в позе естественной защиты с
двумя мечами в руках, положение тела известное как «Хапо-бираки» (открытое с 8
сторон). Нейтральная неподвижная позиция, «выжидающая» защита (не вызывающая
никаких подозрений у одного или нескольких противников) настолько сильная на
самом деле, что нет возможности ее преодолеть. В сущности, японский словарь будо
содержит множество толкований понятия «видеть» в боевых искусствах. Так,
например: куфу.
Куфу.
Стадия моральной подготовки бойца, состоящей из повышенного
внимания без объекта, которое помогает мгновенно уловить малейшее изменение в
поведении противника. Речь идет о стадии концентрации «без объекта», но эта
стадия ближе к настоящим действиям («красная» стадия), чем Дзаншин (просто
бдительность, нейтральное внимание, «оранжевая» стадия). Взгляд внимателен, но
не сосредоточен ни на каком определенном объекте (т.е. «иметь широко
устремленный взгляд»). Это и есть основа «общего видения».
«Хапо-моку» значит смотреть в 8 направлениях, т.е., в
сущности, во всех направлениях, не двигая головой, но и не останавливая взгляд
на чем-то одном. Другими словами обозревать (охватывать) одного или нескольких
противников целиком («общее видение») и по отдельности («периферийное» видение).
Благодаря чему, можно уловить малейшее изменение в данной обстановке.
«Миру-но-кокоро» – это «сознание» взгляда, которое также
относится к этому типу видения, когда нужно целиком охватить противника и его
окружение во время боя, не двигая при этом головой.
Разве обучение традиционному ката не призывает, чтобы
сознание было всюду, с момента как вы встали в начальную позицию («Иой»)?
Мысленно противостоять, конечно по линии ката, но в то же время защищаться и
«двигать» свое внимание немного по сторонам и еще немного назад, оставляя его на
месте… Сколько тренирующихся банально думало о грядущей атаке в позиции Иой , а
не о какой-нибудь другой вещи (в лучшем случае)? Это ловушка для реального боя.
Тренировка в отличие от подготовки содержит сам бой. Подумайте в особенности о
Ката «Текки»: при концентрировании взгляд направлен в небольшое пространство в
ограниченное время, это хорошо для данных ката… Он служит выходом в другое
измерение бункай…Почему же эти демонстрации ката перед публикой, когда сознание
поглощено Иой и своим эго, делают освоенную технику в поединке хрупкой, тогда
как всей душой веришь, что способен блестяще себя проявить? Дело в том, что в
боевом искусстве, нужно уметь дать отпор многочисленным противникам, разрулить
одновременно множество ситуаций. Поэтому эффективность зависит от подвижности. С
этой точки зрения, «туннельное видение», порой и необходимое, не дает
уверенности в том, что вы выйдите невредимым из сложившейся ситуации. При первой
возможности нужно «открыть» свое поле зрения и не сужать его в вашем
пространстве (как объектив фотоаппарата, который ловит свет для необходимой
глубины кадра). Каждый раз как только появилось время и возможность, нужно
применить «общее» и «периферийное» видение (периферийное рассмотрение или
зрительный поиск или сканинг) и, кроме того, зрительный поиск, исходя из мысли о
том, что опасность может таиться повсюду, и беда не приходит одна… От следящей
системы «туннельного видения» к осознанию возможностей, предлагаемых
«периферийным видением» для вашей «зоны безопасности», нужно освоить все этапы с
осторожностью реалиста (не впадая в паранойю), которая может вас однажды спасти…
В общей сложности, ваш взгляд должен оставаться таким же подвижным, как и
положение в пространстве среди окружающей вас опасности каждый раз, как только
это становится возможным, другими словами каждый раз, когда близость опасности
не требует абсолютной и мгновенной концентрации…
http://www.orenburg.ru/nftk/publ/st_haber.html