"Когда мы отказываемся видеть вещь отличающуюся, от той,
которую хотим видеть, мы видим лишь наше представление о ней, а не саму вещь,
находящуюся у нас перед глазами".
Токаши Мацуока "Самурай"
Реальная «боевая проблематика»
Сегодня можно встретить массу форм выражения каратэ, и это
затрудняет правильное восприятие определений это боевого искусства, которые
даются в тех или иных залах для занятия восточными единоборствами, и вследствие
этого вредит серьезности выбора. Особенно для новичков. Но среди всех
представлений, предложенных человеку, какое же, в самом деле, относится к каратэ
как боевому искусству, задуманному с этой целью предками? И если оно все же еще
существует, можно ли доверять этой технике (использовать ее), если она с тех пор
более не развивалась ни по форме, ни по своему содержанию? Я испытал это на
себе, занимаясь в одной из школ, чтившей боевые традиции (но, безусловно, не в
наши дни), которые надо было бы восстановить, чтобы подлинные дисциплины будо не
обесценились обладателями боевой техники, более актуальной в наши дни. Особенно
если учесть, что исход боя зависит от техники не более чем на 1/3. Остальное –
это вопрос поведения, точнее отношение (Шисей) к исходу боя. Новая школа – это
не дополнение «…надцатого» стиля к уже существующим и являющихся частью
реальности, а разумное использование техники и умственных приемов, изложенных в
классических видах искусства. Такое использование – одновременно и самое простое
и самое сложное. Если мы берем за основу школу, нужно ли искать новые
дополнения, пересматривать приемы, хотя бы и основанные на серьезной
исследовательской работе. Как бы то ни было, это то, о чем я прошу вас
задуматься в этой статье. Даже при том что, царящая в обществе атмосфера
недоверчивости, не благоволит росту сознательности. К тому же сторонники будо
отчаянно уступают позиции, считавшихся традиционными, что также не внушает
оптимизма.
Продолжим цепь наших умозаключений, пытаясь найти линию
поведения по-настоящему боевого. Единственно правильную линию, что и
доказывается жизнью великих воинов прошлых веков (которых неустанно цитируют),
на основании которой можно судить об эффективности, мастерстве, отказе от
насилия и, кроме «Сатори», о «До». Так, например, фехтовальщик на саблях только
тогда понимает различие между жизнью и смертью, когда берет в руки настоящий
клинок, а не эрзац, используемый на тренировках. Когда решают заняться будо,
приходится задуматься над истинной боевой проблематикой, другими словами над
перспективой реального боя. Не поддаваясь самоуспокоению ценой ухода от
реальности. Играть в поддавки - значит обманывать себя самого… и подвергаться
опасности заплатить однажды дорогой ценной. Так как сценарий битвы «ни на жизнь,
а на смерть», когда нет ни правил, ни условностей, ни пути к отступлению, ни
раздутого самомнения, не имеет ничего общего с тем, что можно увидеть в
спортивном зале или же в спортивном состязании (даже жестком). Те, кто
столкнулся с безвыходной ситуацией, кому пришлось противостоять агрессии в
одиночку, подтвердят, что это две большие разницы.
В своих рассуждениях я исхожу из следующего: специальная
тренировка наделила вас способностью противостоять жестокой и неустранимой
агрессии, стремящейся нанести вам вред и даже уничтожить вас, и, исходя из
личных соображений, вы готовы дать отпор (следуя требованиям закона, равно как и
требованиям личной этики), используя эту способность. Речь идет не только о
физической борьбе. Но и о реакции на жестокость, идущую из вне, из
первоначального умонастроения, управляющего всеми вашими поступками, вплоть до
разрешения проблемы. В связи с этим, не забывайте, что все решает ваш настрой и
что ваша способность ответить на агрессию (ваше право воспользоваться боевым
искусством в качестве истинного «оружия», но только для защиты) – это залог
вашей свободы и способности к выживанию, как наивысшего ее проявления… Таковы
ставки, и это больше чем «боевая жестикуляция». Конечно, каждый знает, что он
ищет. Каждый волен убежать от реальности, если он таким образом чувствует себя
лучше. Спокойствие многих куплено такой ценой. Китайский полководец Сун-Цзи в
главе 6 книги «Искусство войны» говорит: «Если вы проходите 1000 ли без устали,
значит вы идете дорогой, где нет врагов…».
Направим ход наших мыслей в это русло. В основе любой
тактики и эффективности того, что вы хотите сделать, лежит умение видеть в бою.
http://www.orenburg.ru/nftk/publ/st_haber.html