«Маг не может не иметь Учеников,
орудий для познания им Мира
и для своего влияния на Мир»
Ник Перумов «Гибель богов».
Инструктор это тот, кто учит людей тому, что знает сам. Эти
люди и называются учениками. Без ученика, даже самого бездарного,
неперспективного и нескладного, не может существовать ни один инструктор, каким
бы знающим, дипломированным и крутым он ни был. Обширные и глубокие знания,
накопленный годами спортивный опыт и интуиция преподавателя только тогда
приобретают реальную цену, когда есть кто-то, кто может их оценить. Ученик дает
возможность инструктору осознать, что его знания и навыки действительно имеют
вес, почувствовать себя необходимым и незаменимым. Мало того, ученик - это порой
тот, кто кормит и поит инструктора и позволяет ему вести такой образ жизни,
какой ему хочется. Без этих самых нерадивых и непонятливых созданий, по
недосмотру всевышнего зашедших на тренировку, инструктору придется зарабатывать
на хлеб тяжким или нудным трудом, а не заниматься любимым делом. Естественно,
что труд инструктора нелегок, но, тренировать людей в светлом и теплом спортзале
2-4 часа в день, это не кирпичи на стройке зимой грузить и не штаны в конторе от
звонка до звонка просиживать. Если человек стал инструктором, значит он любит
свое дело, чувствует необходимость передать свои знания другим и получает от
этого удовлетворение и деньги. Тогда совсем непонятно, почему, например,
некоторые инструкторы позволяют себе не появляться на собственных тренировках?
Дело надоело? Учеников за людей не считают? А за что же тогда эти самые не люди
ему деньги платят? За наличие отсутствия? А потом еще и претензии предъявляют по
поводу того, что ученики и бездарные лентяи, и для школы пальцем не пошевелят.
Лично я своими учениками всегда просто восхищался. Эти ребята делали для нашей
школы сайты в интернете, задерживались до ночи на работе, печатая наши
объявления, сутками сидели за компьютером, составляя оригинал-макет для брошюры,
озвучивали учебные кассеты, снимали и печатали фотографии, притаскивали в зал
видеокамеры, и многое, многое другое. Всего не перечислишь. И делали это по
собственному почину как пошло у нас шуточное: «в фонд школы». Без их помощи и
поддержки я не сделал бы и десятой доли того, что имею на данный момент.
Кроме того, что ученик нужен инструктору не меньше, чем
инструктор ученику, не забывайте и о том, что если еще лет 10 - 15 назад
инструкторы были у нас в дефиците, то сейчас желающих кого-то чему-то научить
предостаточно, и на рынке боевого искусства предложение давно превысило спрос.
Может быть термин «рынок» в данном контексте и режет слух ревнителям чистого
искусства, но факты вещь упрямая. Если одни люди что-то предлагают другим людям
и просят за это деньги, если существует жесткая конкуренция, если «товар»
необходимо рекламировать, то, как ни крути, это и называется рынок. Как
говорится, если у вас есть животное, которое лает как собака, виляет хвостом как
собака, кусает чужого как собака, то можете быть уверены, что это действительно
собака, хотя некоторые и называют ее крокодилом. Инструкторов, впрочем, тоже
можно понять. Очень приятно чувствовать, что ученик находится у тебя в
неоплатном долгу. А если еще и внушить ему мысль о том, что он должен быть по
уши счастлив уже просто от того, что оказался в стенах спортзала пред светлыми
очами учителя, то это верх блаженства. Однако, жизнь накладывает свои условия на
субъективные желания нашей инструкторской братии, сплоченной касты отечественных
сенсеев и шифу, и ученику уйти из зала и найти себе другого преподавателя в наше
время легче легкого. Набирает темп здоровая конкуренция между школами, и
инструктор, не ценящий и не понимающий своих учеников, рискует остаться наедине
с пустым залом.
Во избежание подобного результата, начал увеличивается
спрос на материалы на тему того, что такое ученик и как себя с ним вести.
Достаточно толковые публикации на эту тему уже появились в печати, но
большинство статей по спортивной психологии написаны тяжелым для восприятия
языком с кучей специальных терминов. Возможно для авторов, получивших
специальное образование, эти термины и являются естественными и понятными, но
большинство людей в них ни черта не смыслит. По этой причине в данной статье я
избегаю наукообразности повествования, придерживаясь, по возможности, простого и
понятного языка. В конце концов, дело не в терминах, а в смысле, который
представляет собой обобщение личного опыта инструктора-практика, и, ни в коей
мере не претендуя на всеобщность, может быть использован такими же практиками,
как и я сам. Впрочем, изложенная ниже информация может пригодиться не только
инструкторам, но и ученикам, как действительным, так и потенциальным. Полезно
понять себя и разобраться в собственных мотивах.
Итак, кто и зачем приходит в наши спортзалы. Мотивов для
занятий боевым искусством в той или иной его форме столько же, сколько и людей.
Спектр возможных вариаций здесь чрезвычайно высок, начиная от поправки здоровья,
переходя к умению себя защищать и кончая приобщением к сакральной восточной
традиции. Не буду раскладывать все мотивы по полочкам, для этого нет ни места,
ни времени. Уж больно их много. Для того, чтобы разобрать с этим ворохом личных
устремлений и запросов нужно опереться на что-то более фундаментальное, лежащее
в самой основе человеческой психики. Согласитесь, чтобы понимать ученика, нужно
понимать людей вообще, иметь хоть какие-то точки отсчета. Так или иначе, но все,
что мы делаем в этом мире, мы делаем с помощью энергии, запасы которой у всех
нас различны. Для того, чтобы четче понять, что такое эта самая энергия, не надо
лазить в эзотерическую литературу. Попытайтесь представить себе энергичного
(между прочим, это слово имеет один корень со словом энергия) по жизни человека,
а затем его полную противоположность, этакого инфантильного рохлю-мямлю, и
лишние вопросы отпадут сами собой. Впрочем, это самые крайние типы. Основная
часть нашего населения относится к средней категории людей, запасов энергии
которых хватает на учебу либо работу, выяснение отношений с родителями или
детьми в зависимости от возраста, и телевизор вечером на диване. Такой стиль
жизни не хорош и не плох. Тем более не стоит упрекать кого-то за лень и
отсутствие глобальных устремлений. Просто такой стиль жизни соответствует тому
уровню энергии, который есть в наличии у большинства людей. Именно благодаря
этим «средним» людям страна живет и работает день за днем, не смотря на все
потрясения последних лет.
http://www.isrb.ru/articles/potential.html