СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Спарринг
В тренировочном процессе изучения боевых искусств
существует несколько видов спарринга: без контакта, с легким контактом, с
ограниченным контактом и с полным контактом. Который из них вы выберете для
практических занятий, зависит от вашего опыта преподавательской деятельности и
поставленных перед учениками задач. Но какой бы вид спарринга вы ни определили
для себя в качестве конечной цели, начинать следует с запланированного спарринга
и уже от него постепенно переходить к спаррингу бесконтактному. На более высоких
стадиях обучения в зависимости от интересов учащихся можно вводить в спарринги
различные степени контакта.
Обучать ведению спарринга можно двумя способами:
устраивая обусловленные спарринги,
устраивая свободные спарринги.
Сначала все спортсмены участвуют только в обусловленных
спаррингах, и только позже, накопив определенный багаж мастерства, они могут
переходить к проведению свободных спаррингов. Практически отрабатывая заранее
оговоренные атаки и контратаки, учащиеся постепенно постигают важность точного и
контролированного применения техник, используемых при ведении спаррингов.
Спортсмены, участвующие в обусловленном спарринге,
становятся лицом друг к другу и принимают боевые стойки. Ученик, исполняющий
роль атакующего, проводит заранее определенный удар рукой или ногой (или
комбинацию обоих ударов). Обороняющийся спортсмен также отвечает обусловленным
блоком и контратакующим приемом.
На начальных этапах обучения все движения спортсменов,
участвующих в обусловленном спарринге, должны соответствовать их уровню
подготовки и быть тщательно отрепетированы. Позже можно будет оговаривать только
атаку, предоставив защищающемуся спортсмену самостоятельно выбирать блоки и
способы контратаки.
Такая методика будет способствовать развитию у новичков
таких качеств, как чувство времени, способность сделать правильный выбор из
нескольких возможных вариантов, скорость реакции и верное определение дистанции
в контролируемых обстоятельствах.
Для новичков, опасающихся спарринга из-за самой
агрессивности его природы, обусловленный спарринг является самым безопасным
способом преподнесения идей и стратегий этого метода обучения. Излишне отчаянных
спортсменов обусловленный спарринг, напротив, научит контролировать свои
действия.
Овладев определенным мастерством и перейдя на более высокие
уровни обучения, спортсмены будут готовы к проведению свободных спаррингов.
Свободные спарринги в зависимости от используемых в них стратегий можно
подразделить на два вида:
атакующие (предназначенные для отработки атакующих
действий)
оборонительные (предполагающие проведение контратак).
Сначала желательно обучать спортсменов наступательным
инициативам, так как выполнить какое-либо действие проще и быстрее, чем
соответствующее ему противодействие. Когда атакующие приемы в исполнении
учащихся станут быстрыми и мощными, можно постепенно переходить к рассмотрению
способов обороны против них и проведения эффективных контратак.
На еще более высоком уровне обучения, когда спортсмены
полностью овладеют атакующими приемами, начинайте знакомить их со сложными
контратакующими действиями и стратегиями активной обороны. Используемые на этом
этапе техники требуют быстрой реакции, однако они значительно эффективнее
обычных атакующих действий. Одним из наиболее сложных видов контратакующих
приемов является ловушка. Ставя ловушку, спортсмен проводит комбинацию обманных
движений или ложных атак, тем самым вынуждая противника выполнить требуемое от
него действие. Обманные движения, которыми могут быть внезапные перемещения
корпуса или ног, предназначены для того, чтобы заставить противника раскрыться и
провести против него результативную атаку.
Обучая спортсменов проведением обусловленных или свободных
спаррингов, учитывайте следующие моменты:
1. Всегда используйте предохранительное снаряжение, включая
шлемы и щитки для рук, ног, груди, зубов и паха.
2. Четко и ясно объясняйте изучаемый материал, убедитесь,
что учащиеся полностью понимают, что от них требуется.
3. Каждый спортсмен должен в равной степени уделять
внимание как сильным, так и слабым сторонам своего технического мастерства.
4. Все приемы должны отрабатываться с полной концентрацией
внимания. Не допускайте появления автоматизма в действиях учащихся.
5. Скорость выполнения действий наращивайте постепенно. Как
ни парадоксально, но чтобы уметь выполнить действие быстро, изучать его следует
медленно.
6. При изучении техник последовательно переходите от
простых к более сложным.
7. Отрабатывайте техники с активной работой ног, чтобы с
самого первого занятия спортсмены учились выполнять приемы к движении.
Очень важно, чтобы спарринги, как и все другие аспекты
тренировочного процесса, были регулярной и последовательной практикой.
Регулярное проведение спаррингов будет способствовать развитию выносливости
спортсменов и позволит им глубже понять собственные психические и физические
особенности. А эти знания, в свою очередь, окажутся жизненно необходимыми для
одержания победы в соревнованиях или способности защитить себя в непредвиденных
ситуациях.
http://tkd.kulichki.net/metod/m3_5.htm