1 этап: на воздухе.
"…Воображаемый противник так же отличается от настоящего,
как мысль о смерти - от Нее Самой".
Мария Семенова "Волкодав"
На данном этапе выставляется форма незнакомого ученикам
движения. К отработке на воздухе, а это и есть первая ступень работы с приемом,
можно смело отнести многочисленные ката и тао поклонников восточных стилей, хотя
подобные методы применялись не только там. В европейском боксе существует "бой с
тенью", смысл которого все то же оттачивание формы движения. Разница между этими
двумя отработками в том, что в восточном варианте программа движений жестко
задана, а работа боксера во время "боя с тенью" строится на импровизации. Все бы
ничего, да боксер использует только те удары, которые пригодятся на ринге, а тао
и ката перегружены элементами, которые в бою может попытаться применить только
больной на голову человек. Впрочем, разбираться с тем, какие формы движения
боевые, а какие нет, не тема для данной статьи. Просто для того, чтобы
приведенная ниже методика подготовки работала, необходимо чтобы движения на всех
этапах были соответственно одинаковые. Если на воздухе ученики отрабатывают
одно, на макиваре другое, а с партнером и в бою третье… то результат, скорее
всего, будет не самым блестящим, если вообще будет.
Отработка на воздухе делается медленно на максимальном
расслаблении. Вроде бы естественно, для того чтобы сделать новое незнакомое
движение, нужно не торопиться, но люди настолько привыкают спешить в жизни, что
остановиться органически не способны, даже на короткий промежуток времени.
Сходная проблема - закрепощение мышц. Любой мышечный контур соответствует тому
или иному движению, и чтобы сделать что-то другое, нужно убрать "паразитные"
зажимы. Медленно, расслабленно, не спеша - вот залог того, что со временем
получится быстро, жестко и при этом правильно.
Желательно делать прием на воздухе в полном объеме. То
есть, если вы отрабатываете удар рукой, то отрабатывайте его стоя так, как вы
будете стоять в реальной схватке, а не вертикально или из киба-дачи, что
распространено во многих стилях каратэ. Отработка из таких положений имеет смысл
тогда, когда для освоения нового движения количество центров внимания
уменьшается за счет исключения из работы ног. Однако, как только вы "уловили"
общую траекторию руки в ударе, нужно переходить к полной форме. Наше тело
запоминает общий контур движения, и для него работающие руки и неработающие ноги
увязываются в единую картину, которую оно и будет воплощать в бою. Это приведет
к тому, что в схватке, когда нужно будет двигать ногами как можно активнее, вы
либо вообще не сможете провести прием, либо проведете его с минимальным
эффектом.
Этап отработки техники на воздухе особенно необходим людям,
которые пришли заниматься с нуля и для которых первая задача в зале - научиться
ставить своему телу конкретные задачи и требовать их выполнения. Тогда, освоив
хотя бы один стиль, человек может достаточно быстро переквалифицироваться на
работу в другом спортзале. Если же в стиле присутствуют несколько динамик
движения, например ударная и бросковая плюс элементарная база для развития тела,
то в дальнейшем сделать на воздухе практически любой прием из тех, которые
используются в современном боевом искусстве, не будет составлять проблемы. Но
гордиться тем, что вы умеете выполнять какой-то объем техники на воздухе… как-то
несерьезно, что ли.
http://www.isrb.ru/articles/tech.html