"Все, что человек делает, носит на себе отпечаток его
индивидуальности".
Тривиальная истина
Иногда я даю фантазии разгуляться, представляя что-то вроде
собрания или симпозиума мастеров боевого искусства. Само собой, мастера с
длинными бородами в белых как снег кимоно чинно сидят кружком на фоне древнего
храма, стоящего на склоне горы. Если мысленно добавить к этому восходящее солнце
и розовеющие пики гор на горизонте, то получится вполне приличная картина для
медитации. Правда, не очень понятно, каких мастеров можно на такое собрание
допускать, пусть даже и в собственном воображении. Каким критерием
руководствоваться при отборе кандидатов? Несомненно, найдется мастер, который
притащит целый чемодан дипломов и поясов. Он все пояса надел бы на себя, да
больше одного как-то не эстетично. Разве что второй в виде галстука повязать.
Другой мастер будет долго и красочно, в деталях, рассказывать, сколько народа и
в какой подворотне он уложил за последний месяц. Сожалея, по пути, что не может
приволочь уложенных в штабеля противников прямо сюда и представить их на высокий
суд "коллег по цеху". Третий, свысока поглядывая на кулаки второго, станет
говорить про то, как много он знает и сколько накоплено у него опыта, да еще и
вытащит собственный чемоданчик с полным собранием сочинений и портретом на
обложке. Четвертый начнет перечислять учеников, каждый из которых самостоятельно
уложил по тому штабелю противников, о котором говорил третий. Пятый будет
кричать первому, что дипломов у него может и меньше, но он у таких мастеров
учился… Шестой погрузится в медитацию, игнорируя всех и наглядным примером
показывая, что настоящее мастерство… Седьмой… Восьмой.… Не знаю, как у вас, а у
меня давно рябит в глазах от вариантов трактовок мастерства в боевом искусстве.
Мастер это не отточенная техника спарринга, хорошо
спарринговаться должен любой уважающий себя боец. Мастер это не дипломы и не
пояса всевозможных раскрасок, которые в наше время слишком легко получить, чтобы
ценить по-настоящему. Мастер это даже не обширные и глубокие знания, для того
чтобы знания приобрести, надо всего лишь уметь работать с информацией, которой
на данный момент хватает (люди обладающие таким навыком встречаются редко, но
это все-таки еще не мастерство). И, на закуску, мастер это не различные
манипуляции с энергией ци (или праной, если угодно), а также с сознанием. Для
таких манипуляций существуют вполне рабочие методики тренировки, и дело
упирается подчас только в настойчивость и работоспособность того или иного
субъекта. Если мастер это не техника, не дипломы, не знания и не энергетика, то,
что остается на долю мастерства?
Мастер - это человек, который создает что-то новое, творит
собственную технику, ищет собственные пути решения старых проблем. Будем считать
это рабочей аксиомой или положением, принимаемым на веру. Доказать это
невозможно: либо мастер это творец, либо… мастеров делается так много, что
размывается сам смысл понятия, что, кстати, и происходит на данный момент. Не
приняв этого положения, читать статью становится бессмысленным занятием. Приняв
и согласившись с тем, что мастерство это творчество, мы можем рассуждать дальше.
Исходя из этой аксиомы, можно доказывать интересные "теоремы" и делать из них
любопытные выводы. И не пугайтесь знакомой до зубной боли терминологии из
школьной геометрии. Это всего лишь форма подачи конкретного материала на
заданную тему. Если режет глаз, просто пропускайте все слова типа: "аксиома",
"теорема", "выводы" и получите вполне читабельный текст. Итак.
Аксиома: мастер это творец. Развернем данное утверждение.
Творчество, если особо не углубляться, это стремление улучшить дело, которым
занимаешься, путем создания чего-то нового, попытка найти нестандартные подходы,
более эффективные методы решения проблем, новые компоновки старого материала,
позволяющие сделать качественный скачок. Я, да простят меня многочисленные
дипломированные мастера, не верю в мастера, преподающего без изменения технику,
которую дал ему когда-то учитель. Представим на секундочку: год за годом,
десятилетия подряд он рассказывает и показывает одно и то же, не внося ни грамма
собственного творчества, ни миллиграмма собственного "Я"! Единственная опора -
авторитет человека (пусть даже очень талантливого), которого, подчас, уже нет в
живых. Правда, убогая картина вырисовывается?! Впрочем, дело не в том, нравится
нам этот подход или нет, а в том, чтобы расставить все по местам и любому
понятию подобрать адекватный термин. Может, кто-то так и преподает, считая этот
подход единственно правильным. У каждого своя дорога, но мастером для такой
работы быть необязательно, даже надо обязательно не быть. С подобной задачей
справится толковый инструктор (именно его специальность - учить других тому,
чему учили его).
Но, слава Богу, или, возможно, знаменитому на весь мир
русскому пренебрежению всяческими авторитетами, в нашей стране всегда хватало и
хватает людей, которые, послав их подальше, пытаются привнести в технику что-то
свое, индивидуальное и неповторимое. Большая часть попыток улучшить боевое
искусство повторяет то, что уже было где-то известно раньше. Так, например, для
традиционного боксера удар вертикальным кулаком может стать настоящим "ноу-хау",
но он уже используется в вин-чуне, джит-кун-до и десятках других стилей. Многие
"изобретатели" вообще кончаются полным фиаско, выдавая настолько уродливые и
нерабочие формы приемов, что поневоле задумываешься о нормальности головы их
породившей, но без этих попыток движения вперед не будет никогда.
Сразу напрашивается круг вопросов: от чего зависит
творчество, как оно связано с самим мастером и как влияет на учеников? Для того
чтобы найти ответы, нужно понять, из каких предпосылок исходит мастер,
разрабатывая технику, на кого он ориентируется. Ответ прост до примитивности: на
самого себя.
Теорема: основной ориентир для мастера при разработке новой
техники - он сам! Если аксиому мы приняли, что называется, на веру, то второй
раз требовать от читателя подобной доверчивости некорректно. Теорема нуждается в
доказательствах. Давайте проанализируем несколько наиболее ярких примеров.
Кекусин-кай это стиль для большого сильного человека с жестким характером.
Сметающие удары в бедро, длительный обмен ударами по корпусу, психологический
прессинг в поединке. Присущая этому стилю манера боя на выносливость и крепость
мышечного каркаса могла быть разработана именно Масутацу Оямой, который был не
мелким человеком, а уж на фоне некрупных японцев.… Сравните с Джит-кун-до Брюса
Ли. "Путь опережающего кулака" это творчество некрупного человека с
феноменальными взрывными качествами. Поменяйте мысленно их местами. Попробуйте
представить Ояму, обучающего учеников встречному удару под руку, а Брюса Ли - не
спеша загоняющего противника в угол ринга лоу-киками и ударами по корпусу!
Идем дальше. В стиле, где пропагандируется агрессивность
как основная манера ведения боя, чаще всего сам мастер не умеет держать себя в
руках. И наоборот, спокойные, выдержанные мастера настаивают на том, что в
спарринге нужно быть как можно более хладнокровным. Мастер в годах, растерявший
спортивную форму, не способный уже результативно ударить кулаком, увлеченно
расписывает достоинства удара пальцами в глаза. Сетокан каратэ-до создал
Фунакоси, который практически никогда не спаринговался, а без религиозных
откровений Уэсибы не было бы айкидо, и так далее и тому подобное. Если данные
примеры вас не убедили, просто походите по залам, особенно по тем, где техника
не диктуется принадлежностью к какому-то конкретному стилю, типа тхеквондо или
каратэ. Подходят различные варианты рукопашного боя, уличный бой и так далее.
Понаблюдайте за тем, что дают в этом зале, и кто ведет тренировки. Заметите
много интересных закономерностей. Из данной теоремы следует семь любопытных
выводов.
http://www.isrb.ru/articles/experts.html