Инструкторы и сенсеи.
"Нельзя быть непочтительным к учителю" - первый из двадцати
запретов в школах ушу."
"Нельзя обучать того, кто не предан учителю и не чтит
старших" - вторая из десяти категорий лиц, которых нельзя обучать ушу."
В. Малявин
"Традиция внутренних школ ушу"
Естественно, что разница между Западом и Востоком лежала не
только в целях тренировок, но касалась и отношений, которые возникали в процессе
обучения между учениками и учителями. На Западе человек, обучающий чему-то,
всегда был просто человеком, знающим какой-то определенный вопрос (в нашем
случае боевое искусство) лучше ученика. Ученик же, в свою очередь, получал от
учителя необходимые ему знания, расплачиваясь за это тем или иным образом. Так
сказать, один имеет что-то, что может предложить, второй нуждается в этом и
получает за определенную плату. Вот и вся нехитрая логика отношений,
напоминающая логику "Капитала" Маркса. Естественно, что в процессе обучения
между учеником и учителем могли возникнуть личные связи типа уважения или
симпатии, но такие чувства всегда играли вторичную роль по отношению к делу,
которым оба занимались. На Западе учителя не возводили на недостижимый
пьедестал, не идеализировали и не требовали безупречности в других вопросах.
Знает он то дело, которому обучает? Если знает, то кому какое дело до его
"частной" жизни. Такое отношение берет начало из средневековья, когда профессия
учителя фехтования в рыцарском замке считалась необходимой и уважаемой, но ничем
особым не выделяющейся среди других. Так же нуждались, пользовались услугами и
уважали за добросовестную работу хорошего врача или повара. Самый подходящий
термин для учителя боевого искусства в западном понимании - инструктор.
На Востоке Учитель - величина абсолютная. Учитель - это
идеал для ученика, причем идеал недостижимый. Долг перед Учителем считался
неоплатным, благодарность ученика по восточным понятиям не знала границ. Связь
между учеником и Учителем была нерушимой, вне зависимости от того,
контактировали они между собой или нет. Представьте себе нелепую для западного
сознания ситуацию, когда ученик занимается у Учителя месяц - другой, а то и
просто получает благословение. Затем судьба их разводит. Проходят десятилетия, а
ученик так и считает себя учеником именно того Учителя, который когда-то показал
ему несколько приемов, а то и просто сказал пару слов "на дорогу".
Справедливости ради нужно отметить, что подобным образом относились не только к
учителю боевого искусства, а к любому учителю, какому бы предмету он ни обучал.
Понятно, что большинство наших современных "сенсеев" в залах тоскуют по таким
отношениям. Очень хотелось бы произнести пару-тройку умных фраз и получить
благодарного по гроб жизни ученика, но… Увы, мы не в Японии и не в Китае. То ли
ученики не вышли, то ли учителя подкачали, то ли чужие высказывания за прошедшие
века затерлись и не оказывают должного воздействия.
Логика западного подхода к обучению нам понятней хотя бы
потому, что, сколько ни ряди нас в кимоно, все равно к Европе мы ближе, чем к
Азии, как территориально, так и в плане психологии. С восточной логикой нужно
разобраться особо. Сразу сбросим со счетов ссылки на восточный менталитет,
которые больше запутывают, чем объясняют ситуацию. Тому, что на Востоке ученики
молятся на учителя, должны быть определенные причины вполне реального характера.
Кстати, молятся не только фигурально. В восточных школах
была развита целая система мер по внедрению подобного отношения к учителю в
сознание ученика. Одной из этих мер могла быть и совместная молитва портрету
учителя перед тренировкой. Между прочим, в залах айкидо до сих пор вывешивают на
стенку портрет дедушки Уэсибы, а если группа в зале тренируется временно, то
ставят его фотографию. Странная особенность, если не понимать, что это фрагмент
психологической подготовки, если не сказать обработки, более широкого плана.
Смысл такого отношения к учителю в том, что когда ученик
видит в учителе нечто божественное, то в его сознании отключаются механизмы
критического контроля ситуации. Ученик не обсуждает действия учителя и не
сомневается в его правоте. Обучение идет быстрее, так как информация ложится
прямо на подсознание и усваивается лучше, чем когда в дело вмешивается
критический разум, обожающий все подвергать сомнению и опровергать. Ученик на
Востоке быстро становится практически копией учителя, притом не только в сфере
боевого искусства, но и в стиле жизни. В традиционных школах контакт облегчался
и тем, что учитель и ученики жили совместно и общались гораздо ближе, чем
западный инструктор и его ученики. Одним словом, на Западе ученик набирается от
инструктора необходимых ему знаний, на Востоке стремится стать копией своего
сенсея или шифу. Все было бы хорошо, и можно было бы только восхищаться
мудростью восточных мастеров, создавших эффективную систему обучения, если бы не
одна тонкость. Чтобы привнести в дело, которому тебя обучают, что-либо новое,
нужно усомниться в правильности того, что делает учитель. Не найдя собственного
ключа, собственного подхода, невозможно перерасти наставника. На традиционном
Востоке с его системой обучения, ученику не могло прийти в голову ни как сделать
шаг в сторону, ни как перерасти божественного и непогрешимого сенсея. Копия, как
известно, всегда хуже оригинала. Хоть на немного, но хуже. Теперь прикиньте,
если поколение за поколением ученики копируют учителей, становясь при этом
немного хуже своих предшественников. Что получается? Правильно. Стабильная,
устойчивая и незаметная деградация, результат которой мы и наблюдаем на данный
момент, и о которой еще Брюс Ли заметил: "99 процентов системы самозащиты,
существующей на Востоке - не что иное, как абсурд. Это разукрашенный джаз. Он
хорошо смотрится, но не срабатывает". Остается добавить, что один процент как
раз и приходится на долю тех самых мастеров, благодаря которым восточные
единоборства известны и популярны в мире.
Читатель должен был заметить, что, сравнивая Восток и
Запад, я избегал мерить их по шкале "хорошо - плохо". Просто на разных концах
континента исходили из различных предпосылок, стремились к разным целям и,
соответственно, приходили к непохожим результатам. В общем же плане, в наше
время развитие боевого искусства тяготеет к западному варианту, о чем говорит
большое количество возникающих на самом Востоке стилей, скроенных по западным
меркам (уже упоминавшиеся дзюдо, тхеквондо). Большинство же восточных
особенностей больше сохраняются как раритеты, и интересны скорее в
познавательном, чем в практическом плане.
"Дмитрий Медведев"
http://www.isrb.ru/articles/west-east.html