В противоположность Западу, на Востоке соревнований, до
недавнего времени, не знали, контакты между школами, особенно в плане
спаррингов, не поощрялись, и встречи с равным по уровню противником были скорее
исключением, чем правилом. Поэтому технику отсчитывали не от равного противника,
а от условного нуля, то есть от человека, который боевым искусством вообще не
занимался. Что можно сделать в бою с неопытным противником? Во всяком случае,
гораздо больше, чем с подготовленным бойцом. Отсюда берет начало обширность
технических арсеналов восточных стилей. Блоки и удары насчитываются десятками,
броски никак не меньше 108 и так далее. Зато на Востоке избежали узкой
специализации, присущей Западу. От неподготовленного человека можно ожидать что
угодно, любого "выверта". Никто не знает, что ему может прийти в голову: ударить
кулаком, пнуть в коленку или вцепиться в горло. Эту непредсказуемость и
нестандартность в восточных школах боевого искусства в противоположность
западным стилям учитывали. Вольный борец, выходящий на ковер, уверен, что
кулаком в нос ему не заедут, и к защите от ударов вообще не готовится. На ринге
бой останавливается, когда два боксера, перехватывая друг другу руки, сходятся в
клинче. После этого начинается уже работа судьи по растаскиванию не в меру
ретивых бойцов. Восточная подготовка таких "допусков" не знала. В любой школе
дзю-дзюцу преподавался ограниченный, но все же набор ударной техники. Верно и
обратное. Если в школе упор делался на ударную технику, все равно одновременно с
ней изучались способы освобождения от захватов и элементарные броски. Одним
словом, технические арсеналы западных стилей ограничены, но действенны,
восточных стилей - широки, но не слишком эффективны.
Небольшое отступление "на злобу дня". В наше время принято
критиковать спортивные стили за деградацию на том основании, что в боксе,
например, из всех возможных ударов кулаком осталось только три, дзюдо
довольствуется 40 основными бросками, а тхеквондо даже близко не напоминает
корейское искусство 2000 ударов ногами. Одним словом, довели спортсмены боевое
искусство до ручки, до ножки, дальше некуда! Дело, кажется, за малым. Выйти на
ринг, борцовский ковер или татами и на деле доказать спортсменам-недотепам
преимущества традиционно широкого подхода к технике. Выкрутить руку мастеру
спорта по дзюдо каким-нибудь залихватским заломом в стойке из обширных арсеналов
дзю-дзюцу или послать на пол разрядника по боксу уракеном или татэ-цуки.
Любопытно, что и первое (болевой на локоть в стойке) и второе (удар кулаком
наружу) правилами соревнований дзюдо и бокса, в принципе, не запрещены! Что-то о
подобных подвигах энтузиастов возвращения к истокам традиционных стилей пока не
слышно, и рисковать здоровьем никто не собирается. Давно пора понять, что
отточенную и выверенную на десятках соревнований технику не передавить массой
плохо отработанных приемов. Представьте поединок мастера фехтования с мечом (или
шпагой) против этакого "универсала", увешанного самыми разнообразными боевыми
серпами, молотами и нунчаками (как же без них!), да еще и пытающегося менять
оружие в ходе схватки. Долго продержится? Кстати, данная картина - повод для
размышления нашим отечественным поклонникам таинственного нин-дзюцу, любящим
щеголять объемом своих арсеналов. Одним словом, побить хорошего спортсмена на
аналогичной технике практически невозможно. Беда спортивных стилей не в
недостатке техники, которую они оттачивают так, что адептам восточных
единоборств и других эксклюзивных стилей близко не снилось, а в том, что узкие
рамки соревнований не готовят к нестандартным для них ситуациям, которые могут
возникнуть в реальном бою. Спортсмен напоминает локомотив. Если вы стоите на
рельсах, переедет, даже не заметив. Костей, а также всех остальных частей тела,
не соберете. Сделайте шаг в сторону (естественно не в плане передвижений, хотя
случается и такое), и вся масса отточенной и выверенной техники прокатится мимо
вас.
По моим наблюдениям, сделать из хорошего спортсмена
матерого бойца - рукопашника гораздо легче, чем толком научить драться
представителя восточных стилей. У спортсмена, кроме собственно техники, на
"балансе" отличная подготовка тела, умение работать на пределе возможностей и
настроенная на схватку психика. Нужно только дополнить его технический арсенал
недостающими элементами, да расширить сознание, выводя его за привычные рамки
спортивных правил. Научите опытного самбиста или вольника не подставлять голову
и пах под удары, и вы получите бойца, которого практически ничто не остановит.
Поставьте боксеру умение снимать элементарные захваты, научите его бить головой,
локтями и коленями, если противник пытается войти в клинч, и вы получите
примерно схожий результат. В отличие от спортсменов у ушуистов и каратистов
подчас весь "багаж" нескольких лет тренировок ограничивается "джентльменским"
набором тао или ката, а у представителей "эксклюзивных" и секретных стилей и
того меньше - куча интересных, но голых идей. Обучая их, приходится начинать
практически с нуля, если не с минус единицы: мешают неудачные навыки движения да
"шелуха" в голове.
Бойцы и мастера.
"С древних времен китайское государство не готовило, а
выбирало кадры. И сейчас лучшие тренеры в Китае - это люди, способные определить
будущего чемпиона среди других одаренных. Тренировать слабых, не гениальных -
для Китая пустая трата времени".
А. Ю. Кузьмин "Солнце и снег"
Кроме наличия или отсутствия соревнований сама методика
подготовки на Западе и на Востоке создавалась с ориентировкой на разные цели. На
Западе готовили бойцов. Сначала нарабатывалось ограниченное количество отдельных
приемов. Далее совершенствование шло за счет развития комбинаторики движений,
проще говоря, приемы вязались между собой в связки, которые и являлись основным
оружием в бою. На сколько-нибудь серьезных соревнованиях не увидишь боксера,
бьющего на ринге только одиночные удары, вряд ли он продвинется дальше
отборочного тура.
Комбинаторика западных стилей универсальна вне зависимости
от того, ударные это стили или бросковые, и касается не только практики бокса.
Выше я говорил, что дзюдо стоит гораздо ближе к западным стилям, чем к
восточным. Одним из революционных введений доктора Кано в методику подготовки
борцов, принятую в то время в Японии, была разработка переходов и связок между
бросками, аналогичных уже применявшимся в европейской борьбе. Что с блеском
оправдало себя на соревнованиях с традиционной школой дзю-дзюцу. КПД такой
системы подготовки довольно высок, особенно в плане массовости. Накатывая
простейшие приемы, а потом строя на их основе связки, можно сравнительно быстро
поставить на поток "производство" хороших бойцов, что мы и видим на данный
момент в практике школ, придерживающих подобной методики обучения.
http://www.isrb.ru/articles/west-east.html