Умственная практика
Практические занятия будут полезны лишь в том случае, когда
тренировочный процесс построен на правильном сочетании физической и умственной
деятельности. Одной только физической практики далеко не достаточно, чтобы
достичь высоких уровней профессионализма в боевых искусствах. Занимаясь
исключительно физической практикой, вы просто устанете от того, что делаете,
задолго до достижения желаемых уровней мастерства. Кроме физической практики
большое место в тренировочном процессе должно отводиться и практике умственной,
которая является нефизическим способом отработки техник. Умственная практика
подразумевает, что спортсмен должен тщательно и в мельчайших подробностях
представить себе правильное исполнение технического приема.
Представьте, что вы выполняете боковой удар ногой в прыжке.
Представляя момент самого прыжка, вы можете почувствовать, как дрогнули мышцы
ноги и учащеннее забилось сердце. Мгновенный прилив ощущаемого вами возбуждения
вызван возникающими в мозгу электрическими сигналами. Если вам удастся вызвать в
сознании яркий образ выполняемого вами действия, ваш мозг активирует те мышцы,
которые задействуются в реальном совершении этого действия. Это чрезвычайно
эффективный способ подготовки организма к точному и уверенному проведению
технического приема.
Умственная практика крайне полезна и необходима при
изучении новых техник. Если вы объясняете ученикам назначение движения и
показываете, как правильно его выполнять, они способны будут создать точный
мысленный образ того действия, которое им нужно повторить. После того как они
освоят элементарное выполнение техники, с помощью умственной практики ученики
смогут шлифовать и совершенствовать ее проведение. Сравнивая реальное исполнение
техники с хранящимся в сознании ее мысленным образцом, ваши ученики получат
возможность избавляться от нежелательных привычек и постепенно повышать свой
уровень мастерства. Позже, изучая более сложные технические приемы, спортсмены
смогут применять умственную практику для исправления допускаемых ошибок,
развития концентрации и тренировки стратегии.
Существует два способа применения умственной практики.
Первый называется представлением действия и используется
при изучении таких новых технических приемов, как, например, передний удар
ногой. Начните с мысленного представления правильного исполнения такого удара.
Представьте, что при нанесении точного удара ногой вы сохраняете идеальное
равновесие и координацию. Мысленно выполняйте действие в медленном темпе, а
затем постепенно наращивайте скорость и мощь движения. Пользуясь представлением
действия, можно значительно повысить техническое мастерство и концентрацию при
проведении приема.
Второй способ называется представлением противодействия. Он
используется для формирования и развития навыков самообороны и ведения поединков
путем представления собственной реакции на конкретные ситуации, которые могут
возникнуть на улице или ринге. Представьте, что ваш противник выполняет удар
рукой или ногой в выпаде. Подумайте о том, как вы будете на него реагировать.
Представьте, как вы проводите ответную комбинацию контратакующих действий,
подкрепленную решимостью отразить нападение и быстрыми рефлексами. Подобные
упражнения, занимающие до пяти минут, можно выполнять практически в любой
обстановке. Опыт предположений о том, как могут развиваться события при
противоборстве с противником, разовьет вашу уверенность в собственных силах и
поможет взглянуть на тренировочный процесс с практической точки зрения.
Умственную практику можно проводить до или после занятий, а
также во время запланированных в тренировке перерывов. Используйте этот вид
работы как можно чаще и посоветуйте ученикам ввести его в программу своих
индивидуальных занятий. Упражнения, развивающие мысленное представление,
способны значительно повысить мотивацию спортсменов и укрепить их уверенность в
собственных силах при проведении практических занятий.
http://tkd.kulichki.net/metod/m2_4.htm