"Любая достаточно большая сумма знаний превращается в
науку, если знания систематизированы".
В. Суворов "Самоубийство"
"В наблюдательности автору не откажешь".
Комплимент от недоброжелателя после опубликования статьи
"Четыре великих допуска в БИ".
Зачем нужно хобби? Отдохнуть от работы, переключиться от
серьезных проблем, отвлечься после тяжелого трудового дня. Вот и я после трех
тренировок (двух по рукопашке и одной по йоге) решил отвлечься от трудов
праведных. Да-да, не удивляйтесь, инструкторам тоже нужно иногда отдыхать, и не
в кимоно в позе лотоса, а просто с книжкой на диване. Сегодня у меня был в руках
увесистый том по истории средневековья. Дело в том, что мое хобби - история.
Могу читать исторические труды, как обычный человек читает беллетристику.
Впрочем, усталость взяла свое, и через часик я уснул прямо с книгой в руках. Сны
пришли красочные, привлекательные, все о средневековье. Средневековье, вообще,
мир, завораживающий и притягательный, наполненный героикой и романтикой. Куда
там серой действительности со скучными машинами-самолетами-телевизором!
Естественно во сне я активно действовал в роли рыцаря, что меня вполне
устраивало. Кто же в здравом уме будет смотреть сон, где приходится действовать
в роли крестьянина или, упаси боже, свинопаса? А так сюзерены и вассалы, пиры и
турниры, замки и прекрасные дамы, святая земля и крестовые походы. Хоть не
просыпайся... Но пришлось. Поднявшись, я долго не мог прийти в себя. Все, думаю,
дочитался исторической литературы, надо с этим завязывать. Хобби - дело хорошее,
но жить предпочитаю в реальном мире с его суровой действительностью. Ко всем же
"глушилкам мозга" отношусь сугубо отрицательно.
И все-таки сон не шел из головы. А так ли уж моя реальная
жизнь отличается от сна? Внимательней присмотревшись к делу, которому посвятил
жизнь (к боевому искусству), я заметил любопытные аналогии. Так как подобные
аналогии, кроме чисто академического интереса, позволяют рассмотреть знакомый
предмет с непривычного угла зрения, увидеть незаметные связи и не лежащие на
поверхности закономерности, я развил свои рассуждения. Что общего у
средневековья с современным миром боевых искусств? Начнем с "мелочей", а затем
перейдем к более серьезным вопросам.
В основе всей структуры средневекового общества, его
краеугольным камнем были рыцарские замки с наделами земли - феодами. В основе
боевого искусства стоят залы. Ну, чем не замки? В них окопались и держат оборону
инструктора-бароны, набирающие небольшие дружины - учеников. Рвы, башни и
подъемные мосты с успехом заменяют личный гонор мастера и уверенность учеников в
непогрешимости сенсея. Убедить современного инструктора в том, что он может
ошибаться, не легче, чем взять штурмом средневековый замок.
Право на владение замком, как и в средневековье, можно
получить разными путями. Большинство начинает карьеру с "дружинников" и
"оруженосцев", с азов осваивая рыцарскую науку. Год за годом поднимаются по
карьерной лестнице, и после долгих лет обучения (впрочем, в последнее время
сроки стремительно сокращаются) посвящаются в рыцари на экзамене. Разница лишь в
повязывании пояса с получением диплома вместо вручения меча. Аристократическая
родословная с успехом заменяется количеством дипломов, которые надлежит
вывешивать на стену в рамочках, подобно портретам именитых предков в
средневековье. Иногда "замки" захватывают по праву сильного. Естественно, что на
такого выскочку родовитые (дипломированные) рыцари смотрят свысока. Правда, надо
отдать должное, только до того момента, пока этот выскочка на деле не докажет
свою "проф. пригодность".
Те, кто расторопнее или талантливее, объединяют под собой
несколько залов, основывая небольшие графства и герцогства. Иногда графы и
бароны приносят вассальную клятву местным королям, стоящим во главе
королевств-федераций. Вассальная клятва закрепляется сертификатом на
преподавание. Верность сюзерену является общепринятой ценностью. Впрочем, если
сюзерен не устраивает вассала, последний может найти себе другого сюзерена и
получить не менее весомый сертификат. Но, как и в давние времена, существуют
методы борьбы с предателями. Сначала "вассала" ославят как изменника. Затем...
опять ославят, и опять... Все наступательные действия в нашей современности
словами начинаются, ими же и заканчиваются. Если у "изменника" есть собственный
зал, ученики и уверенность в себе, можно вполне "пересидеть" словесную осаду,
отбивая штурмы по принципу: "сам такой".
Вследствие частых переходов (читай измен) инструкторов из
одной федерации в другую, некоронованные "короли" мира боевого искусства с
подозрением посматривают друг на друга: не собирается ли сосед сманить
очередного подданного? Случаются и бунты, когда недовольные методами правления
бароны и графы свергают "тирана" и избирают из своих рядов нового монарха, в
который раз утверждая средневековую истину: король лишь "первый среди равных".
Украшением мрачной средневековой действительности были
турниры. В нашем случае - соревнования. Разноцветные флаги на стенах
замков-залов. Молодежь, только что посвященная в рыцари (сдавшая экзамен),
красуется друг перед другом снаряжением (цветом и покроем кимоно). На форме
символы и эмблемы, для понимания которых нужны знания, сравнимые со
средневековой геральдикой. "Мэтры" рыцарской науки снисходительно взирают на
растущее пополнение. Толпы зевак на трибунах болеют "за своих". И кульминация
турнира - выход пары бойцов на ристалище. Азарт, пот, иногда кровь, и победа!
Правда, времена стали мягче или побежденные меркантильней, но доспехи (кимоно)
никто с поверженного противника не стаскивает.
Но рыцари не только ломали копья на турнирах. А как же
идеалы, где яркая и красочная средневековая мифология, звавшая романтиков на
подвиги? Здесь все в порядке. Роль "земли обетованной" выполняет Шао-линь. Ей
богу, не будь на дворе XXI век, пришили бы наши "рыцари" себе на кимоно эмблемы
ИНЬ-ЯН и оправились в крестовый поход освобождать святую китайскую землю от
нечестивых язычников. Где-то в этой же плоскости существует и святой Грааль,
дарующий нашедшему его мудрость и бессмертие. Мы самозабвенно ищем энергию ЦИ,
наделяющую счастливого адепта не меньшими благами. И находим, и накапливаем
вожделенную энергию... примерно с тем же результатом, с которым рыцари находили
Грааль. Для тех, кто во время уроков истории в школе находился в спортзале,
поясню: с нулевым результатом в виду мифичности искомого объекта.
http://www.isrb.ru/articles/zakon.html