Во многих популярных изданиях рассказывается о гонениях на
горных отшельников (ямабуси) - последователей сюгэндо. Эти гонения были вызваны
тем, что значительную часть ямабуси составляли самозванные монахи,
проповедовавшие в народе совсем иную доктрину буддизма, нежели ту, которую
подделживало правительство. Считается, что эти преследования и послужили толчком
к развитию в среде горных отшельников тайных методов партизанской войны,
маскировки и рукопашного боя, из которых впоследствии выросло нин-дзюцу.
Однако при внимательном знакомстве с историей сюгэндо
вскрываются многие слабые места данной версии. Так, преследования ямабуси
продолжались очень недолгое по историческим меркам время, всего около двадцати
лет, и быстро прекратились. Уже сразу после смещения монаха-министра Докё,
главного противника горных отшельников, почти все ограничения деятельности
ямабуси были сняты. Правительство потерпело решительное поражение в борьбе
против сюгэндо, к которому примкнули даже некоторые представители аристократии и
высшего буддийского духовенства. Поэтому особой нужды у горных аскетов в
занятиях военным искусством не было.
Вообще в источниках очень трудно отыскать какие-дибо
сведения об участии ямабуси в военных столкновениях и тем более о практике ими
воинских искусств или ниндзюцу. Нет такой информации и в "Истории всех гор"
("Сёдзан энги"), одном из важнейших сочинений по сюгэндо, написанному в конце
XII века, которое довелось переводить автору статьи при работе над диссертацией,
посвященной влиянию "Пути достижения сверхъестественного могущества" и культа
гор на мировоззрение средневековых японцев.
Тем не менее, некоторые намеки на участие ямабуси в военных
действиях все же существуют. Относятся они ко второй половине XII века, когда
сложились довольно крупные организации горных отшельников, контролировавшие
большие территории и располагавшие значительными армиями монахов-воинов.
Столетием позже многие военачальники стали использовать
ямабуси в роли шпионов, что хафиксировано в источниках той поры, например в
"Повести о великом мире" ("Тайхэйки"). Объясняется это довлоьно просто: ямабуси,
как и другие монахи, имели право прохождения через многочисленные границы без
досмотра и документов, для этого им было достаточно продемонстрировать
какие-либо профессиональные навыки, к тому же группы ямабуси, идущие к
очередному святому месту, были оычным явлением и ни у кого не вызывали
подозрений. Этим стали пользоваться и обычные шпионы, мало-мальски знакомые с
ритуалами и молитвами горных отшельников.
Как видим, роль ямабуси в истории нин-дзюцу была гораздо
скромнее, нежели об этом говорят многочисленные "историки". Но тогда встает
закономерный вопрос, почему же даже японские историки нин-дзюцу подчеркивают
большое влияние сюгэндо на это искусство?
Во-первых, потому что ямабуси разработали немалое
количество эффективных методик тренировки человеческой психики и управления ею.
Нельзя недооценивать значение этого факта, особенно, когда речь идет о боевом
искусстве, где цена победе - жизнь. Во-вторых, учение ямабуси, живших бок о бок
с семейными кланами, которые из поколения в поколение практиковали нин-дзюцу, во
многом определило мировоззрение последних. Свидетельством тому являются
различные приемы магии (включая знаменитые пальцовки и заклинания кудзи-ин),
типичные для ямабуси амулеты-обереги, которыми пользовались ниндзя, а также
поклонение особым богам из пантеона сюгэндо.
Однако дело здесь не только в реальном влиянии ямабуси на
нин-дзюцу. Средневековое сознание вообще всегда стремилось придать ценность тому
или иному явлению, связывая его с каким-нибудь божеством, героем, мудрецом,
религиозным святым. Именно в этой роли и выступили в данном случае ямабуси,
жизнь которых для японцев была неразрывно соединена со святостью, общением с
потусторонним миром, с обладанием сверхъестественными силами. Кстати говоря,
если покопаться в японской исторической литературе, можно найти и другие версии
происхождения нин-дзюцу, так или иначе лежащие в том же русле, что и теория
ямабуси. Так, некоторые легенды приписывают создание нин-дзюцу Абэ-но Сэймэю,
который стал первым японским последователем учения об Инь и Ян и гадателем по
этим двум первоначалам вселенной (онмё-дзюцу), а в преданиях ниндзя из провинции
Кии основателем искусства шпионажа назван китайский даос Сюй Фу, якобы припывший
в Япони. в III веке до н.э. в поиске плода бессмертия по приказанию императора
Цинь Шихуан-ди.
http://members.tripod.com/~CombatMachine/kemp06_r.htm