Примером реализации такого плана могут служить действия Исэ
Сабуро Есимори, начальника разведки в войски Минамото Есицунэ во время войны
между Минамото и Тайра в конце XII века.
Когда Минамото Есицунэ высадился с небольшим отрядом на
остров Сикоку, выяснилось, что там находилась сильная вражеская армия во главе с
Ава-но Нориёси. Тогда Исэ Сабуро Есимори во главе всего 16 безоружных воинов
выехал навстречу и вступил с Нориёси в переговоры. Он сказал, что в битве
накануне пали многие родственники Нориёси, а его отец добровольно сдался в плен.
По словам Есимори, "всю минувшую ночь он пребывал в великом горе, говоря мне:
"Увы, сын мой Нориёси, ни сном ни духом не ведая, что я остался в живых, будет
завтра сражаться и падет мертвый! Сколь это скорбно!" И стало мне жаль твоего
отца, так жаль, что я прибыл сюда, дабы встретиться с тобой и поведать тебе эти
вести. Решай же сам, как тебе поступить - либо принять бой и погибнуть, либо
добровольно сдаться нам в плен и вновь свидеться с отцом... От тебя самого
зависит твоя дальнейшая участь" (Повесть о доме Тайра. М., 1982, с.517).
По-видимому, помощники Есимори распустили повсюду слух о
пленении отца Есимори, и тот, поверив хитрому шпиону, сдался. А вслед за ним
перед отрядом Минамото всего в 500 бойцов капитулировала и его трехтысячная
армия. "Замысел Есимори увенчался поистине блестящим успехом! - восхищался
Есицунэ хитроумной уловкой (боряку) своего вассала" (там же).
Дело на этом не кончилась. В самый разгар битвы при
Данноуре, в котором решалась судьба войны между Минамото и Тайра, Ава-но
Сигэёси, отец Нориёси, "купленный" на сына, перешел на сторону Минамото, в
результате чего Тайра потерпели сокрушительное поражение.
В этом случае Исэ Сабуро использовал комбинацию стратагем
"Убить чужим ножом", "извлечь нечто из ничего" (смысл которой заключается в том,
чтобы представить выдумку реальностью), "Чтобы обезвредить разбойничью шайку,
надо сначала поймать главаря", "Сеяние раздора" и некоторых других.
В своих размышлениях Сунь-цзы исходил исключительно из
рациональных соображений. Он отрицал значение всякого рода гаданий и магии в
военном деле. Такой подход вообще был характерен для китайских мыслителей,
следующих в русле конфуцианской традиции. Однако к моменту появления трактата "Сунь-цзы"
в Японии (т.е. в VII веке н.э.) в Китае чрезвычайно развились многочисленные
даосские и буддийские секты, подход которых к проблеме гаданий и магии был
диаметрально противоположным.
Поэтому почти одновременно с "Сунь-цзы" в Японии появились
и трактаты, описывающие приемы магии, направленные на достижение невидимости.
Так, в японской хронике "Нихонги" под 602 годом сообщается: "Зимой, в 10-ю луну,
сюда прибыл монах Кванрёк из Пэкче. [Он] преподнес [двору] книги о [составлении]
календарей, а также трактаты по астрономии и географии и вместе с ними трактаты
об искусстве прятаться за щиты. В это время отобрали трех-четырех учеников и
повелели [им] учиться у Кванрёка. Тамафуру, предок "фубито" Яго, учился законам
составления календарей. Косо, староста деревни Отомо, изучал астрономию и
[искусство] прятаться за щиты. Все они учились [до тех пор пока не] постигли
дело" (цит. по "Буддизм в Японии". М., 1993, с.368-369).
В этом отрывке речь идет о так называемом "тонко" (букв.
"прятаться за щитом") - искусстве становиться невидимым при помощи особого рода
магических заклинаний.
Формулы "тонко" заняли прочное место в японских будзюцу.
Например, они вошли в программу двух крупнейших школ, соперничающих за право
называться древнейшей кодифицированной школой японского боевого искусства, -
Нэн-рю и Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. До наших дней сохранился трактат
"Невидимое бегство в восемь ворот при помощи тонко" ("Хатимон тонко"),
принадлежащий кисти безымянного ниндзя из Ига. Упоминается учение о тонко и в
знаменитой энциклопедии ниндзюцу XVII века "Десять тысяч рек собираются в море"
("Бансэнсюкай").
Включение тонко в подготовку ниндзя было не случайным. Дело
в том, что в отличие от доктрины использования шпионов Сунь-цзы, японское
нин-дзюцу испытало на себе сильное влияние со стороны различных
религиозно-мистических учений, в первую очередь - со стороны синкретической
концепции сюгэндо. О роли последователей сюгэндо - горных отшельников ямабуси -
в истории нин-дзюцу писано немало, но писано неспециалистами, абсолютно не
разбираюющимися в этой области.
http://members.tripod.com/~CombatMachine/kemp06_r.htm