Чтобы не быть голословным, процитирую книгу XVIII века
"Названия самурайских родов" ("Букэ мёмокусё"): "Синоби-но моно выполняют
различные шпионские задания. Поэтому их называют еще "кандзя" или "тёдзя". Таким
образом, служба их заключается в том, что они тайно проникают в чужие страны
(провинции) и узнают положение дел во вражеском стане или по временам,
смешавшись с противником, выискивают его слабые места. Кроме того, проникнув во
вражеский лагерь, они пускают огонь, и еще в качестве убийц убивают людей. Во
многих случаях используются эти синоби. Называют их также "моно-кики",
"синоби-мэцукэ" и еще по-разному. Если с самого начала служебные обязанности их
не оговорены, нет таких заданий, которые бы им не поручали.
Служат в качестве синоби простолюдины, "легконогие"
(асигару), полицейские стражники (досин), раппа, сэппа и другие. Неподалеку от
столицы Киото в провинции Ига и в Кога (провинции) Оми было много дзи-дзамураев,
после годов Онин (1467-1477) они создали свои партии (то), и днем и ночью стали
вести военные действия, занимались также кражами и грабежом. Многие из них стали
мастерами в собственном искусстве шпионажа (кантё-но дзёцу), после чего князья
(даймё) всех кланов стали нанимать этих дзи-дзамураев (на службу). Обычным делом
стало назначать их на должности лазутчиков (синоби). И прозвали их Ига-моно -
"Люди из Ига" - и Кога-моно - "Люди из Кога"" (перевод цит. со старояпонского по
изд.: Кодзи руйэн. Токио, 1969, т.34, с.346).
Эта цитата очень часто встречается в различных японских
исследованиях по нин-дзюцу, и в этом нет ничего странного, ведь в ней довольно
точно расставлены все акценты относительно того, кто такие ниндзя (или, как они
названы в источнике, синоби-но моно) и какова роль пресловутых тайных кланов в
развитии искусства шпионажа. Итак, что же такого важного заложено в этом
отрывке?
Во-первых, из читаты следует, что синоби-но моно - это
военные шпионы и разведчики, находящиеся на службе у феодальных князей. Именно
"шпионская" функция, а не принадлежность к какому-либо религиозно-мистическому
учению, является основой для выделения этой категории. Именно поэтому источник
запросто заменяет слово "ниндзюцу" словом "кантё-но дзюцу", которое обозначает
именно шпионское искусство без примеси каких-либо духовных аспектов, а вполне
тривиальные слова со значением "шпион" - кантё и тёдзя, пришедшие из Китая и
использующиеся для обозначения этого рода занятий по сей день, трактует как
синонимы к "синоби-но моно".
Примечателен в этом смысле список групп, из которых
набираются синоби - это и простолюдины, и низший слой самураев (асигару), и так
называемые стражники (досин), выполнявшие полицейские функции и охранявшие замки
феодалов, и различный военно-уголовный сброд сэппа и раппа (которые, по
сообщению японских источников, представляли собой банды "разбойников гор и
полей"). Добавьте к этому тот факт, что в ряде источников, например в "Дневнике
семьи Момии" ("Момии-кэ никки") используется термин "синоби-но самурай" (см. "Кодзи
руйэн", т.34, с.355), то есть "самурай, выполняющий функции синоби-но моно", и
становится ясно, что синоби-но моно на службе у какого-нибудь князя мог стать
практически любой человек, обладавший специальными навыками.
Далее, в отрывке из "Букэ мёмокусё" очень точно
сформулирована роль знаменитых группировок из Ига и Кога. Среди их
представителей было немало мастеров "собственного искусства шпионажа", то есть
там действительно существовала традиция изучения нин-дзюцу и передачи его знаний
из поколения в поколение. Однако "люди из Ига и Кога" отнюдь не названы
создателями искусства шпионажа, да и выход их на большую арену шпионажа отнесен
к довольно позднему периоду - к концу XV века.
Конечно, на основании одной только этой цитаты нельзя
судить о столь сложном феномене как нин-дзюцу, но ее подкрепляют многочисленные
сообщения из других исторических источников, например из "Хроники пяти поколений
Ходзё" ("Ходзё годайки"), "Записей восьми провинций Канто" ("Ханхассю-року"),
"Воинской хроники Мацуо" ("Мацуо-гунки") и целого ряда других.
Таким образом можно сделать вывод о том, что современные
"историки нин-дзюцу" сильно исказили реальный образ японских "невидимок", а
значит концепция истории нин-дзюцу, господствующая в современной литературе на
эту тему, требует пересмотра на основе анализа имеющихся исторических
документов, что я и попытаюсь сделать далее.
http://members.tripod.com/~CombatMachine/kemp06_r.htm