Мало кто из нынешних поклонников боевых искусств не слышал
о ниндзя. И хотя никто из них ни разу в жизни живого ниндзя в глаза не видел и
толком никакого представления об их непонятном искусстве не имеет, за нин-дзюцу
прочно утвердилась репутация самого-самого: самого боевого, самого хитроумного,
самого выдающегося. И ничего удивительного в этом нет, ведь многочисленные
авторы популярных брошюр твердят в один голос: "Прошедшие сверхчеловеческую по
трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно владеющие всеми
приемами кэмпо без оружия и с оружием, ниндзя легко преодолевали крепостные
стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и
потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой". Ну как тут
устоишь, чтобы рот не раскрыть.
Вот и растут как грибы в разных городах бывшего необъятного
Союза многочисленные секции, где "учат на ниндзя". Только диву даешься. Ну
скажите, откуда взяться ниндзя в каком-нибудь Талды-Кургане? Ан нет, местный
сэнсэй вам горделиво пояснит, что и туда занесла их нелегкая. Только в Нижнем
Новгороде процветают, как минимум, три секции нин-дзюцу, а уж про Москву и Питер
вообще говорить не стоит - тут сам Бог велел, чтобы их десятки были.
При посещении подобных секций нин-дзюцу поражаешься не
диковинным приемам (выясняется, что в области калечения себе подобных ничего
особенного местные наставники показать не могут, а традиционным оружием
работать, как правило, не умеют), не таинственным методам шпионских действий,
которые здесь никто не преподает, а схожести "историй" "тайных школ".
По словам сэнсэев, все эти секретные школы, упоминания о
которых нет ни в каких источниках, возникли в дни седой старины - в 7, 8, 9 и
т.д. веках - в горах Японии, Китая или Тибета, а то и вовсе где-нибудь на
Шри-Ланке (впрочем, где точно - неизвестно), не без участия какого-нибудь
горного отшельника или монаха-воителя, имя которого строго засекречено. Они
якобы орудовали в том или ином районе, развили многочисленные методы рукопашного
боя со всеми мыслимыми и немыслимыми видами оружия (правда, при виде манипуляций
рассказчиков в этом возникают большие сомнения) и были переданы нашим
наставникам какими-то японцами под кодовыми именами типа "Ямомота из-под Киота",
по неизвестной причине вдруг сподобившимися поделиться секретами семейной школы
с Иванами, а потом исчезнувшими в неизвестном направлении.
Когда слушаешь эти истории, всегда начинает казаться, что
все эти "сэнсэи" у одного и того же человека учились, уж больно похоже материал
излагают. Да нет, вроде технику они разную показывают - этот, видно, каратэ
занимался, а этот айкидо, а тот и вовсе непонятной смесью из нескольких
китайских стилей. Нет, не учились они у одного человека, да и вообще никогда
никаким ниндзюцу не занимались. Секрет прост: все они читали одни и те же
книжки.
Сегодня во многих странах мира, в том числе в СНГ, выходят
сотни книг по нин-дзюцу. Однако практически вся информация, в них
представленная, может быть прослежена до нескольких источников - либо до
сочинений "основателя единственной истинной организации ниндзя Будзинкан-додзё"
японца Хацуми Мацааки, слова которого на разных языках пересказывают десятки
учеников во всех уголках света, либо до отдельной брошюрки какого-нибудь ловкого
товарища, просто пожелавшего поэксплуатировать тягу европеоидов к непонятному и
таинственному миру японских шпионов и пропагандирующего собственно-изобретенную
школу "нин-дзюцу".
При этом различия в названиях книг и именах авторов совсем
не означают различия в подходах к исследованию такого сложного феномена как
ниндзюцу. В целом все эти "историки", в подавляющем большинстве не владеющие
японским языком и никогда не державшие в руках ни исторических хроник, ни
собственно трактатов по нин-дзюцу, излагают одну и ту же версию: ниндзя - это
особый "тайный" клан (слово "клан" почему-то понимается при этом как "тайное
общество" а не как "род, родовая община" - согласно определению четырехтомного
"Словаря русского языка" 1958 года издания) в основе идеологии которого -
следование эзотерическому духовному учению сюгэндо ("путь обретения
сверхъестественного могущества"), направленному на достижение гармонии со
Вселенной. Поскольку приверженцы сюгэндо не пользовались благосклонностью
властей и постоянно подвергались гонениям, кланам ниндзя пришлось разработать
секретное искусство диверсий, шпионажа и рукопашного боя, впоследствии
получившее название "нин-дзюцу". Таким образом клан ниндзя - это не шпионская
организация, а общество искателей высшего просветления и достижения гармонии с
окружающим миром.
Однако при изучении японских исторических сочинений,
классических произведений художественной литературы, подлинных трактатов по
нин-дзюцу, а также благодаря исследовательской работе ведущих специалистов в
области истории нин-дзюцу - Ямагути Масаюкэ, Окусэ Хэйситиро, Нава Юмио и других
- выявляется во многом иной образ ниндзя и нин-дзюцу.
http://members.tripod.com/~CombatMachine/kemp06_r.htm