Стиль хварангдо представляет сочетание мягких и жестких
техник с прямолинейными и круговыми движениями. В этом стиле есть множество
прыжков с ударами ногами с вращением корпуса и без вращения, броски, удушения.
Техника стиля близка к стилю хапкидо. Больше уделяется внимания подсечкам,
различным броскам противника, есть специальная защита от бросков и захватов,
освобождения от различных захватов противника. Есть много ударных техник боя,
выполняемых по разным болевым точкам.
В этом стиле представлена различная работа с оружием (нож,
трость, кинжал, шест, короткая палка, дубинка).
Хварангдо берет свое начало с практики воинов хваранов
государства Сияла. "Хваран" означает в переводе с корейского языка "цветы -
юноши" или "цветущая молодежь". Военачальники древнего государства Сияла хотели,
чтобы юноши как можно раньше начали заниматься стрельбой из лука, фехтованием на
мечах, копьях и палках, заниматься рукопашным боем. Возможно, именно поэтому их
стали называть хваранами, т. е. "цветущая молодежь" или "мужественные, цветущие
рыцари". Воины хвараны изучали также стратегию военного дела, китайский язык и
китайских классиков.
Современное хварангдо происходит от древней практики воинов
хваранов. Некоторые историки почему-то считают, что хварангдо является корейской
версией японского кодекса бусидо, хотя многие другие считают, что хварангдо
нельзя считать только каким-то аналогом. Подготовка хваранов в древней Корее
была специфичной, отличаясь своими физическими и духовными аспектами.
При династии Ли (1392-1910 гг.) корейские боевые искусства
стали менее популярны, чем ранее. Воины хвараны нашли себе приют в буддистских
храмах. С помощью монахов корейские боевые искусства выжили, сохранив свою
духовную и физическую самобытность. Так хварангдо сохранилось до начала 50-х
годов XX века.
С начала 50-х годов XX века хварангдо стали изучать братья
Ли: Ли Банг Джу и Ли Санг Джу. Они начали свою практику боевых искусств в
монастыре Со-гванса с 5 лет. Этот монастырь был резиденцией мастера хварангдо и
монаха Судахм Доса. Братья Ли провели в монастыре 8 лет, изучая буддизм и боевые
искусства. В 1950 году Ли переезжают на юг Кореи, где братья стали жить и
обучаться в храме Йанг Ми Ахм. В этот храм переехал мастер и монах Судахм Доса,
который ранее обучал братьев Ли. Братья также изучали хапкидо у мастера Ким
Мухена, который обучался у основателя хапкидо Чой Ёнсоля. В 1962 году братья Ли
изучали стиль куксуль у Со Инхёка.
В 1960 году братья Ли открыли свою первую школу хварангдо в
Сеуле. Далее была образована Корейская Федерация Хварангдо, которая получила
специальное разрешение государства на свою деятельность. Ли Банг Джу в 1968 году
стал призером награды Льва, как самый лучший мастер боевых искусств года.
Именно с именем братьев Ли связывают рождение современного
хварангдо и распространение этого стиля единоборств в мире. Так, Ли Санг Джу
переезжает в США в 1968 году и открывает свою школу хварангдо.
В 1969 году мастер Судахм Доса умер, поэтому звание
Великого мастера хварангдо переходит к Ли Банг Джу. Ли Банг Джу тоже, как и его
брат, переезжает в США. В США и Европе он открыл 38 школ хварангдо, а в Корее -
56. Ли Банг Джу является Президентом Международной Федерации Хварангдо, а его
брат занимает пост директора Международной Федерации Хварангдо.
Большой упор на технику ударов ногами в хварангдо исходит с
времен государства Сияла. Тогда искусство ударов ногами особо выделяли и
называли "би как суль". Даже было раннее выделение тех, кто наносил удары ногами
на разных уровнях. Естественно, что начинающие ученики наносили удары ногами не
выше паха. Более продвинутые ученики наносили удары ногами по корпусу, плечам
противника. И особо выделялись мастера, которые стремились нанести удары в
голову с прыжками или без них. Весьма частыми были удары по затылку или макушке
противника. Т. е. на этом историческом примере еще раз можно убедиться, что
мастер единоборств выполняет самые сложные техники боя. Весьма легко нанести
удар ногой по ноге (бедру, голени) противника, стоящего рядом с вами. И намного
сложнее ударить ногой в голову.
Стиль хварангдо сочетает мягкость и жесткость. Так,
мягкость (инь) можно сравнить с мягкостью текущей воды, но что можно сравнить по
силе с водной стихией?
Жесткость (ян) представлена жесткими, прямолинейными
движениями этого стиля (прямые удары рукой и ногой). Ян сравнивают со сталью,
скалой.
В хварангдо есть особая техника давлений пальцами на
болевые точки на теле человека, техники удушения стоя и лежа. Т. е. работают
здесь стоя и в лежачем положении. После проведения броска выполняют удушение или
залом конечности с нажатием на болевые точки.
Техника хварангдо основывается на трех понятиях - внешнее,
внутреннее и ментальное. Конечно, сначала учеников начинают обучать различным
приемам (внешняя техника стиля). Далее ученик осваивает внутреннюю и ментальную
тех-•ники. Т. е. нужно изучить все три техники: техника внутренней силы
(не-гонг), техника внешней силы (вай-гонг) и техника ментальной силы (шин-гонг).
Вай-гонг - это изучение базовой техники хварангдо (удары,
блоки, броски, захваты, работа с оружием).
Не-гонг - техника, основанная на концентрации жизненной
энергии "ки" в одной точке тела, техника дыхания. Зачем нужна техника дыхания?
Без ее правильного выполнения нельзя правильно выполнить удар или бросок.
Также к Не-гонг относят технику бросков, удушений, технику
ударов головой, технику "ломания рук"
(самозащита при захватах противником), техника самозащиты в
сидячем и лежачем положении, техника разбивания различных предметов (доски,
кирпичи, камни, черепица, лед), самозащита против двух и более противников. Все
эти техники выполняются с помощью применения жизненной энергии "ки".
Центр силы "ки" (данджун) находится на 2-3 см ниже пупка.
Мастера хварангдо учатся работать с энергией ки и увеличивать уровень ки в
организме для боевой практики. Энергия ки может помочь выполнить более сильный и
мощный удар рукой или ногой, может сделать тело твердым, способным стать и
прочнее железа. Практики хварангдо, изучив не-гонг, не боятся острых ножей или
мечей, так как сконцентрировавшись на точке ланджун, они выносят удары острыми
лезвиями без всякого вреда для своего здоровья! Путем правильного применения
техники не-гонг можно увеличить скорость ударов рукой и ногой.
Техника шин-гонг влияет на разум человека, выявляет его
скрытые физические и духовные силы. Шин-гонг включает также акупунктуру для
лечения разных ранений и травм. С помощью медитации практики хварангдо
увеличивали свою энергию ки, становясь необыкновенно сильными. Без этой техники
человек в обычном состоянии не может выполнить то, что он сделал бы, находясь в
особом состоянии духа. Все знают примеры, когда человек в смертельно опасной
ситуации прыгал на громадную высоту или двигал очень тяжелые предметы.
Шин-гонг, таким образом, способствует увеличению физической
и духовной силы ученика, изучающего хварангдо.
Пояса в хварангдо
В хварангдо есть 10 цветных ученических поясов и 10
мастерских черных поясов-данов.
В хварангдо цветные ученические пояса разделяются следующим
образом: белый пояс, белый пояс с оранжевой полосой, оранжевый пояс, оранжевый
пояс с желтой полосой, желтый пояс, желтый пояс с зеленой полосой, зеленый пояс,
зеленый пояс с голубой полосой, голубой пояс, голубой пояс с красной полосой,
красный пояс, серый пояс, получерный пояс.
После этого следует черный пояс I дана хварангдо.
В отличие от других стилей корейских стилей единоборств,
здесь есть некоторые отличия в цветах поясов, однако суть остается прежней:
сначала ученик должен сдавать на разные цветные ученические пояса, потом сдает
экзамен на получение черного пояса I дана.
Черных поясов в хварангдо тоже10. Обладатели черных поясов
I-III данов являются начинающими обладателями черного пояса хварангдо в отличие
от обладателей черных поясов V-VI данов хварангдо. Обладатели VII-IХ данов
хварангдо - это элита мастеров хварангдо.
http://tkd.kulichki.net/korea/bi_hvar.htm