Тангсудо берет свои корни, начало из древнего прошлого
Кореи. Этот стиль боевого искусства появился в период династии Когурё (37-668
гг.) и стал развиваться при Коре (976-1392 гг.), Силла (668-935 гг.).
После оккупации Кореи Японией в период с 1907 по 1945 год
Япония не давала развивать различные стили корейских боевых искусств, в том
числе и тангсудо. Однако, несмотря на эти запреты японских оккупантов, корейские
мастера занимались тангсудо подпольно.
Мастер Хван Ки описал современный вариант древнего тангсудо
в августе 1945 года. Осенью 1945 года он преподавал тангсудо в Сеуле. Известно,
что Хван Ки изучал ранее древнее корейское боевое искусство субак и тэккён. Хван
Ки назвал свой новый стиль-тангсудо ("тан" - китайская династия Тан или
китайская рука). Хван Ки писал о тангсудо: "История тангсудо бесконечна. Трудно
сказать, где это искусство возникло, или кто был первым человеком, который начал
им заниматься". Тангсудо Хван Ки примерно на 60% включает боевую технику субак,
а остальные 40% этого стиля-ушу. Полностью свой стиль Хван Ки назвал тангсудо
Мудуккван, что означает "братство и школа устранения внутреннего и внешнего
конфликта и развития достоинства на пути достойной руки".
Сейчас стиль тангсудо популярен в мире, как и тхэквондо,
хапкидо, куксуль.
Иногда слово "тангсудо" переводят как "искусство
руки-ножа". "Су" означает "рука" (от названия стиля субак), "до" - "путь", "му"
или "муе" - боевое искусство", "дук" - достоинство, "кван" - школа.
В тангсудо много высоких ударов ногами, есть множество
ударов ногами в прыжках. Удары рукой сочетаются с захватами противника. Удары
рукой в тангсудо в основном наносят кулаком, реже удары локтем и ладонью. Удары
рукой наносят на месте, в передвижении и с вращением корпуса. Такое вращение
дезориентирует противника. Удары кулаком и локтем с вращением корпуса усиливают
силу наносимого удара. Аналогично тому, как удар ногой с вращением корпуса также
увеличивает силу удара ногой.
Блоки от ударов рукой или ногой в тангсудо очень жесткие.
Они выполняются с максимальной силой, чтобы отбить охоту у противника к
дальнейшей атаке. После выполнения блока от удара защищающийся той же рукой
захватывает конечность противника. Именно с блоков начинает свое обучение
тангсудо мастер Чун Сик Ким в США. Он стал изучать корейские боевые искусства в
8 лет. В 1983 году мастер Ким создал Международную Федерацию Тангсудо.
В тангсудо применяются блоки с открытой ладонью и блоки со
сжатыми кулаками. Если противник наносит прямой удар ногой, то выполняют блок
двумя скрещенными руками. Блоки с открытой ладонью помогают не только
блокировать удар, но и захватывать руку или ногу противника.
В тангсудо выполняют блоки также ногой. Блок ногой снаружи
внутрь применяют против ударов ладонью, кулаком, против противника с ножом или
пистолетом в руках.
В тангсудо есть специальные формальные комплексы (хюны),
как в тхэквондо есть пхумсэ. При выполнении этих хюнов учатся правильно
выполнять блоки, передвижения и удары. Часто во время выполнения хюнов
спортсмены наносят удар с выкриком. Это помогает спортсмену не только нанести
мощный концентрированный удар, но и позволяет управлять своей энергией "ки" ("кихап"
- крик).
Пояса в тангсудо
В
тангсудо система поясов несколько иная, чем в других стилях единоборств. Это
касается прежде всего черного пояса. Именно в тангсудо некоторые мастера не
надевают черный пояс на свой добок, считая, что подлинное мастерство пока не
достигнуто и к нему нужно стремиться всю жизнь! Вот именно поэтому в тангсудо
многие мастера
надевают только темно-синие пояса вместо черных. Сам Хван
Ки не надевал на свой добок черный пояс, надевая только темно-синий. Тем не
менее в США некоторые мастера надевают черные пояса вместо рекомендуемых Хван Ки
темно-синих.
В тангсудо есть 10 ученических поясов - гыпов и 10
мастерских поясов - данов.
Из цветных поясов в тангсудо есть белый, желтый, зеленый,
красный и синий пояса.
Белый пояс тангсудо означает чистоту помыслов, начало
долгого пути, пустоту. В сравнении с природой его сравнивают с зимой.
Желтый или оранжевый пояс (был введен дополнительно в 1975
году) означает начало роста зерна, дальнейшее продвижение ученика вперед. В
сравнении с природой его сравнивают с периодом после зимы и началом весны.
Зеленый пояс означает движение ученика тангсудо вперед,
рост. В сравнении с природой его сравнивают с весной, когда все расцветает и
зеленеет.
Красный пояс означает начало освоения базовой техники
тангсудо, созревание. В сравнении с природой его сравнивают с летом.
Темно-синий пояс свидетельствует о зрелости, покое. В
сравнении с природой его сравнивают с осенью. Считают, что цвет темно-синего
неба (но не черного) свидетельствует о близком достижении цели. Однако к этой
цели еще долго следует идти, и путь к ней долог, возможно, его никогда не
достичь...
Чтобы достичь темно-синего пояса, как правило, нужно
постоянно и интенсивно заниматься 2-3 года.
10 гып - белый пояс тангсудо.
9 гып - белый с одной синей полоской.
8 гып - желтый или оранжевый пояс.
7 гып - желтый или оранжевый пояс с одной синей полоской.
6 гып - зеленый пояс.
5 гып - зеленый пояс с одной синей полоской.
4 гып - зеленый пояс с двумя синими полосками.
3 гып - красный пояс.
2 гып - красный пояс с одной синей полоской.
1 гып - красный пояс с двумя синими полосками.
После получения темно-синего пояса (I дан тангсудо) должно
пройти не менее 2 лет, чтобы аттестоваться на II дан тангсудо (темно-синий пояс
с двумя белыми полосками). Через 3 года спортсмен может сдавать.экзамен на III
дан (темно-синий пояс с 3 белыми полосками).
Мастер тангсудо IV дана носит темно-синий пояс с красной
полосой ниже середины пояса. Мастера IV дана и выше в тангсудо называют Са Бон
Ним. Мастера I-III данов тангсудо называют Ке-Са Ним. Главу школы Мудуккван,
великого мастера тангсудо называют Кван Джан Ним. Младшего ученика в тангсудо
зовут Ху Бе Ним, а старшего ученика в тангсудо, как Сун Бе Ним.
http://tkd.kulichki.net/korea/bi_tangs.htm