Помимо того, что бросок является подготовительным действием
к применению техник типа болевых - удушающих приемов или добиваний, он имеет
сильное психологическое значение. Падение на землю однозначно расценивается
подсознанием как поражение. Этот "предрассудок", если есть желание называть его
так, идет с древнейших времен, когда во время брачных игр животных, падение на
землю рассматривалось как проигрыш и подчинение победителю. По этой причине
бросок, даже если не получилось его реализовать, практически всегда угнетающе
действует на психику упавшего.
Сочетание удара и броска в схватке.
Мне, как представителю смешанного стиля, хотелось бы
заявить читателю со всей ответственностью, что сочетание удара и броска в
рукопашной схватке это хорошо, изумительно результативно и чрезвычайно
прогрессивно! Однако опыт как тренировок, так и жизни диктует нам простую до
неприличия истину, что за все приходится платить. Не бывает вещей однозначно
положительных или отрицательных, и, если вам предлагают что-либо даром, значит,
платить все равно придется, только не сразу и с процентами. Сочетание бросков и
ударов в рамках одной системы несет в себе как негатив, так и позитив, с которым
нам и предстоит разобраться.
Негатив.
"Там, где тренируют как удары, так и броски, обычно толком
не умеют ни бить, ни бросать".
Едкое замечание скептика.
Броски и удары во многих смыслах прямо противоположны. В
броске сила играет главную роль, а скорость - вспомогательную, в ударе с
точностью наоборот: скорость - основная, сила - вспомогательная. Для
эффективного броска нужны захват и связанные центры тяжести, для удара -
дистанция и свободное владение телом.
По этим причинам многочисленные попытки изобрести матрицу
движения, которая объединяла бы в себе как броски, так и удары, пока особым
успехом не увенчались. Можно найти общие траектории движения конечностей в ударе
и в броске, но когда дело доходит до реального противника, то не все "ноу-хау"
работают так, как хотелось бы их изобретателям. Разная скорость движения и
сопротивление противника накладывают существенные ограничения.
Есть простая закономерность. Нельзя создать машину, которая
одновременно могла бы соревноваться по скорости с Мерседесом и по
грузоподъемности с КАМАЗом. Механические попытки сочетать одно с другим приводят
к тому, что машина будет и на трассе отставать от иномарки, и возить меньше, чем
грузовик. Правда, при этом у вас не две машины, а одна, и если ваша задача
возить с дачи домой картошку, то вариант "Нивы" вполне может быть приемлем.
Кроме разных физических требований, предъявляемых к броску
и удару, бросковая и ударная техники развивают разные группы мышц. В ударах,
особенно прямых, ведущую роль играет разгибающий руку трицепс. На развитие
трицепса и направлены многие физические упражнения в залах каратэ, например
отжимания от пола. Большинство бросков делаются на сгибании рук. Соответственно
основная нагрузка ложится на бицепс, который преимущественно и развит у борцов.
И ударники, и борцы выполняют упражнение с резиной, но насколько по-разному!
Ударник цепляет резину за спиной и, растягивая от себя, тренирует стартовый
импульс (рис.4). Борец цепляет резину перед собой и, натягивая на себя,
тренирует выведение из равновесия (рис.5). Бицепс и трицепс были упомянуты как
наиболее явные примеры.
Люди в зависимости от сложения делятся на разные
физиологические группы. Так как броски - удары требуют разного сочетания силы -
скорости и развития разных групп мышц, то логично предположить, что в
зависимости от сложения люди будут склонны либо к ударам, либо к броскам. Так у
бойцов небольшого веса либо людей с длинными по отношению к телу конечностями
лучше идет ударная техника. У первых - по причине высокой скорости движений, у
вторых - из-за преимуществ, которые дают длинные конечности на дальней
дистанции. Или от противного, какую бы филигранную технику броска мы не
выставили бы 50-килограммовому бойцу, единственный противник, на котором он
сможет ее применить, будет аналогичный ему легковес, а работать в 9 случаях из
10 таким ребятам приходится с более тяжеловесными противниками. Тяжелые бойцы
либо люди с короткими по отношению к телу конечностями, добиваются лучших
результатов в бросковой технике. Если человек весит за стольник, не надейтесь,
что он в скоростной работе сможет переиграть более легкого бойца. Для
результативной же практики смешанного стиля боец должен обладать усредненными
параметрами как силы, так и скорости, тогда не возникнет столь явного тяготения
в ту или другую сторону. Поскольку идеальная середина не часто встречается,
достичь гармонии в слиянии техник не так-то просто.
http://www.isrb.ru/articles/wrestling_2.html