Зачем человеку брать в руки меч, если давно придумали
пистолет, автомат и пластиковую мину под днищем автомобиля? Этот вопрос привел
«Час» в спортивный зал Даугавпилса, где тренировались поклонники японского
боевого искусства кендо.
Они кружатся по залу и наносят бамбуковыми мечами мощные
удары друг другу по голове...
Японский городовой
Великий русский язык, как всегда, даже в просторечных
выражениях точен и многогранен. Вот почему при нелепом происшествии человек
ругается: японский городовой? Увидел что-то, чего быть не может и не должно. И
полная несовместимость русского быта и японского ощущалась еще тогда, когда на
каждом углу стоял городовой.
Вот вам личный пример. Московские коллеги попросили помочь
японскому журналисту и организовать поездку в провинцию. Японец звонит из Риги и
очень вежливо просит поехать с ним в один латвийский поселок. И спрашивает,
далеко ли от Риги до Даугавпилса. Часа три на машине, отвечаю. Он еще что-то
говорит и снова спрашивает, далеко ли до Даугавпилса.
- Часа три, ну три с половиной.
Геннадий Степанов.
Он переспросил пять раз! А потом сказал, что попробует
добраться сам по карте. И чувствовалось, что он так и не понял меня, просто
отчаялся получить ответ. И только к вечеру до меня дошло: японец никак не мог
уразуметь, почему расстояние измеряют не в километрах, а в часах! И сады у них -
из камней, и дворники - в белых перчатках, и обязательный предмет в школах и
университетах - кендо, то есть фехтование на мечах. В Японии страстно увлечены
этим боевым искусством более пяти миллионов человек.
«Ичи, ни, сан...»
Эти слова выкрикивали, кружась по залу с бамбуковыми мечами
в руках, босые люди в странной одежде, с забралами на лицах. При этом они еще
наносили друг другу мощные удары по голове.
Оказалось, это просто счет по-японски - один, два, три... А
выкрикивать надо, во-первых, по регламенту, а правилами оговорен каждый жест.
Во-вторых, для правильной постановки дыхания. Рубились жестко, босые ноги
скользили по полу в каких-то танцевальных па, широкие штаны развевались...
Наконец работник «Латвияс дзелзцельш», он же сенсэй
Геннадий Степанов сел на пол, скрестив ноги, и начал рассказывать. Если вкратце
передать его лекцию, то получается такая история.
В средневековой Японии существовала, как и в Европе,
феодальная раздробленность, все со всеми воевали. Меч был у каждого - для
защиты. Самураи, то есть высшая военная каста, имели право носить два меча -
длинный и короткий. Когда в Японии победивший всех диктатор-сегун прекратил
междоусобицу, страну наводнило множество бродячих безработных воинов. Они без
конца совершенствовали свое искусство и дрались на дуэлях. Потом и дуэли
запретили, ведь каждый поединок заканчивался смертью.
Был таким бродячим самураем и Миямото Мусаси. Первого
соперника он убил в тринадцать лет. А потом стал настолько совершенным воином,
что даже перестал использовать меч. Известен такой эпизод. Его вызвал на
поединок знаменитый боец. К месту дуэли Миямото плыл на лодке. Возле берега
небрежно обтесал весло и вышел с ним против соперника. Первым же ударом этим
веслом он убил врага. Падая, тот острым мечом рассек его одежду, и она упала на
землю. Сверкая голым задом, Миямото спокойно сел в лодку и уплыл.
Вот этот самурай и объявил первым, что главное во владении
мечом - это сила духа. Подготовка состоит из трех этапов: путь тела, путь меча,
путь сознания. И высшего мастерства может достигнуть только тот, кто постигнет
философию Кендо. Если ты достал меч - убей или умри. Но меч нельзя доставать в
очень многих случаях, почти никогда. Бесспорной является только ситуация, когда
на тебя напал другой человек с мечом. Вот тут у тебя есть мгновение для
нанесения удара. Только одно мгновение. И победит не тот, кто лучше тренирован.
Победит тот, кто спокоен и не испытывает злобы к врагу. Его удар будет точным.
Вот такой спорт
Сейчас сражаются в основном гибкими бамбуковыми мечами.
Экипировка спортсменов - дело сложное. Специальная рубаха и брюки, похожие на
юбку, - это мелочи. Нужен панцирь, защищающий грудь, короткая юбочка вокруг
бедер, перчатки из оленьей кожи, внутри которых - пух, стальная маска, платки,
которые повязывают на голову, чтобы маска не натирала кожу и пот не попадал в
глаза.
Минимальная цена комплекта - от трехсот латов.
- Большинство предметов могут служить долгие годы, -
говорит Геннадий Степанов. - Закупается все по интернету, другого способа не
существует. Практически во всех странах уже есть федерации кендо. Проводятся
соревнования, мастерам присваиваются более высокие даны, то есть степени.
- Кендо очень строго регламентировано, - продолжает
Геннадий. - В том числе и удары. Засчитываются только удары по одной кисти руки,
причем по определенному месту, и по голове над маской - буквально несколько
сантиметров. Эти удары, если они нанесены правильно, абсолютно безопасны.
- Смущает это уточнение - если удары нанесены правильно.
Насколько велика степень риска?
- Какой-то риск есть в жизни всегда. В кендо может
отколоться крохотная щепочка от бамбука и попасть в лицо, может быть
неправильный удар, поскользнуться можно, в конце концов.
Тогда не лучше ли бегать трусцой или делать физзарядку?
Зачем нам этот японский путь, если мы давно идем своим путем? С чего бы
латгальскому мужику хвататься за меч?
Решимость идти до конца
- Я только недавно купил машину, а до этого ездил в
общественном транспорте, - неожиданно говорит кендоист. - И очень утомился
смотреть на лица с пустым взглядом, с безвольным выражением. На тренировки по
каратэ приходит довольно много детей. Они всего боятся. А того, кто боится,
обязательно побьют - рано или поздно. У японцев есть выражение: достоинство
человека, владеющего оружием. Это не так просто: спрятал пистолет в карман - вот
ты уже и храбрец. За этим - целый образ жизни. В Японии до пяти лет детям ничего
не запрещают, вообще ничего. Если пацан носится, его постараются отвлечь, занять
чем-то, но не скажут: «Не беги, упадешь и ушибешься». У человека не должно быть
страха. Зато потом начинается строжайшая дисциплина и работа над собой.
И кендо в этом помогает. Поэтому это боевое искусство
преподают в университетах, во многих фирмах - для сотрудников. Знает ли цену
жизни алкаш, который с утра до ночи валяется на диване? Только тот, кто может
потерять жизнь, умеет ее ценить - и свою, и чужую. Среди принципов этого боевого
искусства есть и такой: даже во время тренировки каждый удар должен выполняться
так, как будто это последний и единственный шанс победить и не погибнуть.
Главное - это решимость идти до конца - за идею, за свою страну, за семью, за
самого себя.
http://www.d-pils.lv/news/2/277873