Бросок.
Выделим некоторые общие моменты, справедливые для бросковой
техники в целом. Всю бросковую технику я бы отнес к разряду ИНЬ-ских, в отличие
от ударных ЯН-ских. Вполне реально подойти к стоящему человеку и ударить его
(активное действие, ЯН), но очень сложно бросить человека неподвижного. Бросок
энергоемкое действие. Перебросить через себя равного по весу противника в прямом
смысле задача не из легких. Для броска необходимо, чтобы человек начал
двигаться. Тогда, используя инерцию движения, можно провести бросок в
соответствующем движению направлении. По этой причине в борьбе большое внимание
уделяется выведению из равновесия, то есть тому, как заставить человека сделать
шаг, на худой случай хотя бы качнуться в сторону. Направления выведения
стандартны: вперед - назад, реже - вбок. Также применяются скручивания:
вперед-вбок, назад-вбок (рис.1). Именно с этого начинается серьезное обучение
борьбе.
После выведения из равновесия следует вход на бросок и
перебрасывание противника через соответствующую часть тела: ногу, плечо, спину,
таз. Отсюда и названия основных бросков: подножки, т.е. броски через ногу,
броски через плечо, через спину, через бедро (на самом деле бросок делается
через таз, но так как эти части тела путают, "бросок через бедро" давно стал
общепринятым термином).
В результате мы получаем универсальную матрицу отработки
большинства бросков: выведение из равновесия, вход на бросок, перебрасывание или
опрокидывание противника на пол.
Установив основные свойства броска можно набросать
физиологический тип "стандартного" борца. Так как в борьбе выведение из
равновесия является первым условием броска, естественно, что борцы очень
устойчивы. Умение вовремя понижать центр тяжести играет у них ту же роль, что у
ударника привычка держать руки около головы, то есть это практически
универсальный способ защиты от большинства возможных атак.
Перебрасывание противника через себя требует банальной
физической силы, позволяющей использовать легкую потерю равновесия в свою
пользу. Поэтому борцы в своем большинстве сильные, но не очень скоростные.
"Пальму первенства" держат представители греко-римской борьбы. Я наблюдал
занятия группы на уровне мастеров спорта. Тренировка состояла из двух равных
частей: половина на ковре, а половина на снарядах - качаться. Нет, естественно,
борцы не качки с дутыми нерабочими мышцами, скоростные качества в борьбе тоже
играют свою роль, но в дверь те ребята проходили как-то боком.
Одним словом, если ваш противник в схватке присел пониже,
расставив гориллообразные руки в стороны, если у него шея шире головы, а плечи
шире... короче шире всего, что есть в комнате, если сам он по сложению
напоминает шкаф, поставленный на две табуретки, то не сомневайтесь, перед вами
"классический" борец!
Типы бросков.
Теперь, когда образ борца навсегда отложился в вашем
сознании, можно перейти к классификации бросков по уровням сложности. Первый
уровень бросковой техники состоит из "корпусных" бросков, их в основном
используют в спортивных стилях. Выведение из равновесия осуществляется за счет
рывка, толчка или скручивания противника. Основная сила в прием вкладывается с
помощью движения корпуса и ног (рис.2). К данной группе относятся уже упомянутые
броски через бедро, спину и плечи, все варианты подножек, подсечек, зацепов.
Второй уровень состоит из бросков с болевыми ключами и
заломами на суставы. Такие техники культивируют китайское цин-на, японское
дзю-дзюцу и частично айкидо. Потеря равновесия происходит под воздействием
болевого ощущения в суставе, взятом на контроль (рис.3). Далее следует либо
опрокидывание на пол, либо бросок, аналогичный предыдущему уровню. Идея со всех
сторон революционная! Зачем потеть, раскачивая противника из стороны в сторону,
надсаживаться, подворачиваясь под него, когда можно взять локоток на болевой, и
он сам (противник, не локоток) бежит куда надо! Все правильно, но как говорится
в известной пословице: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!" Подобные
броски хорошо демонстрировать на публику, да тяжело применять в реальном бою.
При захвате руки и попытке проведения болевого (все попадаются, даже опытные),
любой нормальный боец делает две элементарные вещи: напрягает и пытается
подтянуть к себе захваченную конечность, а также бьет свободной рукой, коленом,
локтем, ногой, головой, плечом, тазом и левым ухом. Можно, конечно, надавив куда
следует, захваченную руку расслабить, а ударов левым ухом в левое ухо избежать,
но только в том случае, если человек, проводящий болевой залом, на порядок
опытнее противника. В схватке примерно равных по уровню техники бойцов болевые в
стойке скорее исключение, чем правило. Кстати, для справки в спортивном дзюдо
такие приемы (точнее болевые на локоть) разрешены, но дзюдоисты ребята
опытные...
http://www.isrb.ru/articles/wrestling_1.html