"Ударник в схватке с борцом как сапер на минном поле
ошибается только один раз".
Инструкторский афоризм.
В первую очередь хочу признаться в том, что я люблю броски.
Красиво смотрится, когда боец, ловя противника на движении, подкручивается, и
тот, совершая головокружительный полет по огромной траектории, с грохотом падает
на землю. Свою слабость (к броскам, а вы что подумали?) я обнаружил еще в
молодости. Мы тогда занимались каратэ. Работа всегда шла на дальней дистанции.
Шаг вперед - удар, шаг назад - защита. И так месяцы и годы на одной линии как в
танце - шаг вперед и два назад. Захват, а тем более бросок были скорее
исключением, чем правилом. И с тем большим восторгом я ловил взглядом ситуации,
когда один боец бросал, подсекал, на худой случай опрокидывал другого. Иногда
наш тренер, делая страшные глаза, многозначительно обещал, что пройдет несколько
лет, и он начнет учить особо одаренных в техническом плане учеников боевым
броскам. Мы слушали, восхищались и, становясь в пару, с удвоенным рвением
долбили шаг - удар, отшаг - защита.
Прозанимавшись около четырех лет и так и не дождавшись
обещанных приемов, я отправился искать столь вожделенную бросковую технику
самостоятельно. Очень хотелось найти стиль, где бы учили не через несколько лет
"особо одаренных", а с самого начала и всех. Как каратист со стажем я был
уверен, что если подобные школы и существуют, то они несомненно тайные, вход
туда простому смертному строго заказан, и на поиски придется потратить если не
годы, то по крайней мере не один месяц. Не поверите, нашел через день в соседнем
дворе неплохую секцию самбо! И покатило.… Пришлось заново учиться стоять, что
после нескольких лет работы в челноке оказалось весьма сложной задачей.
Научившись стоять, учился ходить, затем… Данные двигательные практики регулярно
чередовались полетами на ковер через более опытных партнеров. Летишь и думаешь:
"Красиво-то, как!"… "Ох!" - это уже приземление. Наконец летать стали и через
меня. Со временем адаптировался и к непривычной динамике движения, и к
нагрузкам, несвойственным для ударника. Одним словом, все как у десятков и сотен
других ребят, приходивших и приходящих до сих пор в залы борьбы.
В смешанные стили я попал уже как борец, быстро обнаружив
простую истину: если у противника не получалось сбить меня с ног первым, ну, по
крайней мере, вторым ударом, то третьего удара я сделать уже не позволял,
прорываясь к захвату. А там... Ух, какое поле деятельности начинается для
опытного борца там, где у ударника поле (в смысле деятельности) заканчивается.
Такое впечатление, что получаешь в руки тряпичную (подчеркиваю материал!) куклу,
с которой можно сделать все, что душе угодно (угодно только валить, подсекать,
бросать, кантовать и все!). Наигравшись в крутого борца среди "беззащитных"
ударников, и все же попав в несколько ситуаций, когда бросковая техника не
помогла, пришел к осмыслению и пониманию того, что как удар, так и бросок имеют
свои плюсы и минусы, которые нужно правильно сочетать (естественно плюс с
плюсом, а не наоборот). Затем было основание системы, с самого начала
позиционированной как смешанный стиль, в котором бросковая и ударная техники
дополняют друг друга. И все-таки через годы тренировок осталась у меня юношеская
тяга к красивому броску, когда летишь и думаешь.… А лучше, когда летит, и
думаешь…
Итак, все существующие на данный момент стили боевого
искусства можно разделить на три типа: ударные, бросковые и смешанные
ударно-бросковые. К первым относятся бокс, каратэ, ушу…. Ко вторым:
греко-римская борьба, вольная, дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо, самбо и цин-на. К
третьим: рукопашный бой, боевое самбо, модернизированные стили дзю-дзюцу, а так
же подавляющее большинство новых стилей и систем, к которым относится и моя
Интегральная Система Рукопашного Боя (ИСРБ).
Естественно, что я, как представитель смешанных стилей,
буду рассматривать бросок не с точки зрения классических систем типа дзюдо,
целью которых являются соревнования по правилам борьбы, а с точки зрения их
применимости в рукопашной схватке. Однако при этом нам не избежать анализа уже
существующих бросковых стилей по двум элементарным причинам. Во-первых, драться
приходится с разными людьми, в том числе и с борцами, и знание систем, по
которым они готовились, существенно повышает ваши шансы в схватке. Во-вторых,
именно в спортивных системах разработаны наиболее оптимальные техники борьбы, и
пренебрегать их опытом и многолетними методическими наработками, по меньшей
мере, легкомысленно, а по большому счету просто глупо.
Впрочем, можно по известному выражению изобретать велосипед
и разрабатывать бросок, при котором противник будет перелетать через ваш вовремя
подставленный крестец. Не сомневаюсь, что при методически правильной работе и
долгой практике схваток лет через пять вы изобретете... бросок через бедро в том
виде, в каком его делают борцы многие десяти- и даже столетия.
В любой борьбе существует два больших раздела: борьба в
стойке и борьба в партере. В стиле может отдаваться предпочтение борьбе в стойке
(как в дзюдо, где партер был введен позднее) или работе в партере, как в
большинстве стилей дзю-дзюцу, но общая идея борьбы остается неизменной: вывести
из равновесия и бросить противника, а затем закрепить победу на полу.
Исключением из данного правила является только айкидо. Причина банальна: в
данном стиле свободные схватки не практикуются. Боролись бы айкидоки,
сопротивлялись бы друг другу при бросках, падали бы вместе на ковер, пришлось бы
в итоге учиться работать и в партере. Данная же статья посвящена именно борьбе в
стойке, а точнее, ее основному арсеналу - броскам. С борьбой в партере мы
разберемся в отдельной статье.
Спортивные стили борьбы.
Для тех, кто серьезно не занимался бросковой техникой,
стоит навести в спортивных стилях примерный порядок. Самый ограниченный арсенал
приемов в греко-римской борьбе. Захваты берутся только выше пояса, что сильно
затруднено отсутствием одежды. В вольной борьбе прибавляются захваты за ноги.
Цель партера и в первом, и во втором стиле - положить противника на лопатки. В
самбо захватывается одежда, что расширяет возможности борцов, а в партере
предусматриваются как удержания, так и болевые на руки и на ноги. В дзюдо к
болевым на руки добавляются удушающие.
Все вышеупомянутые стили относятся к спортивным видам
борьбы, и я не советовал бы морщить нос ревнителям чистого боевого искусства,
типа чему можно научиться у спортсменов? Не смотря на то, что первые два вида
имеют европейские, дзюдо восточные, а его внебрачный ребенок самбо -
русско-советские корни, общего в их технике гораздо больше, чем различий.
Причина проста. Арсенал всех стилей формировался, исходя из условий
соревнований. На соревнованиях борец имеет дело с противником примерно равного
опыта и техники. В такой схватке проходят только простые и надежные, но
отточенные до автоматизма приемы. При этом не стоит подозревать представителей
данных стилей в примитивизме. Простое не значит элементарное. Умение
комбинировать приемы, мощная физическая подготовка, регулярная практика борьбы,
а также настроенная на жесткую схватку психика делает борцов опасными
противниками. Разговорами о "примитивной технике" обычно занимаются те, кто мало
сталкивался со спортсменами в бою.
http://www.isrb.ru/articles/wrestling_1.html