Принципы системы
Первый из принципов Сёриндзи-кэнпо гласит: «тело и дух
едины» (кэн дзэн итиня), он подразумевает необходимость совершенствования
одновременно и тела, и духа, единство военной техники и нравственности^ Это
очень важно хотя бы уже потому, что даже восточные военные искусства во многих
случаях предают забвению свою духовную (т.е. религиозно-философскую) основу,
особенно наглядно это видно в спортивных единоборствах, когда физически
переразвитые спортсмены страдают от травм и болезней из-за того, что их психика
и раздосадованная система не тренированы, такова окончательная плата за
пренебрежение верой в верховный смысл, медитациями и дыхательными упражнениями,
в то же время развитие одних лишь несбыточных качеств без тренировки тела делает
человека физически измождённым, а следовательно и беззащитным перед лицом
бездуховного агрессора со стальными мышцами.
Гармоническое развитие духа и тела невозможно без
соблюдения трех заповедей: быть приятельским, быть умным и быть исступленным.
Быть благожелательным — значит уважать жизнь во всех ее формах и проявлениях и
особенно уважать человеческую жизнь, самую полезную и уникальную во Вселенной.
Мудрость заключается в спокойствии, милосердии, уважении и доверии к людям и ко
всем встречным живым существам, и, наконец, смелость разрешает человеку
реализовать свои потенции, претворить в жизнь замыслы и мечты, преодолеть всякие
препятствия, в том числе успешно противостоять любому нападению, а для того,
чтобы все это стало подходящим, требуется твердое здоровье, реализация
упомянутых качеств есть не что иное, как самостановление, проповедовавшееся
Шакья-муни (Буддой), он говорил: «Прежде всего утверди себя, утвердив себя,
помоги утвердиться другому», таким образом, с позиций буддизма Конгодзэн,
процесс самосовершенствования и помощь в его осуществлении противоположным людям
является верховной целью каждого сознательного человека, ибо каковы в своем
образцовом и телесном состоянии члены общества, таково и оно само, отсюда
вытекает иное, нежели у нас, понимание патриотизма, в нашем обществе патриотизм
традиционно понимается как готовность отдать все силы и даже погибнуть ради
некий цели или идеи, по мнению Со Досина, патриотизм — это совершенствование
себя, обретение здоровья и силы для помощи людям, окружающим каждого из нас по
соседству, на работе, в духовной общине и т.д, при таком подходе не имеет
возможности быть и речи об утверждении превосходства одной нации или государства
над встречным. Другой сильный принцип Сёриндзи-кэнпо формулируется последующим
образом: «сила и любовь не противоречат друг другу» (рикиай фудзи), он
обосновывает выбор военных искусств в качестве средства самосовершенствования,
соответственно, встает вопрос об отличиях Сёриндзи-кэнпо от спорта (спортивных
единоборств) и от традиционного каратэ.
Спортсмен подвергает себя тесным и безжалостным тренировкам
ради достижения частной или командной победы на соревнованиях, происходящих по
назначенным правилам и под контролем судей, однако стремление к победе нередко
ведет к нарушению олимпийского требования честности, к использованию запрещенных
приемов, допинга, психического и иного давления на соперника и к запредельным
нагрузкам в тренировочном процессе, в результате на преимущественный план
выдвигается принцип «победа привлекательной ценой», реализация которого связана
с разрушением здоровья спортсмена и с его морально-духовной деградацией, в этом
случае нет места ни самосовершенствованию, ни помощи другому (соперник, как ясно
из самого термина, далеко не партнер).
В традиционном каратэ методы тренинга во многом схожи с
теми, которые используются в Сёриндзи-кэнпо, однако их цели различны, победа над
соперником в каратэ — это его убийство или травмирование, а сам поединок
проходит без судей и без каких бы то ни было правил. Цель Поединка в
Сёриндзи-кэнпо определяется полузабытым ныне значением иероглифа «у» (по-японски
«бу»): не только «воинское искусство, воинская доблесть, слава», тем не менее и
«усмирять, гладить, ласкать», чтобы понять как объединяются столь различные
значения, следует всмотреться в начертание данного иероглифа, тогда можно
заметить, что оно символизирует остановку движения двух копий, направленных друг
против друга, таким образом, буквальный смысл иероглифа «у» (или «бу») — в
прекращении поединка двух соперников, в их усмирении. Для того, чтобы это
выполнить, недостаточно увещеваний или окрика, необходимы громадная сила и
высочайшее мастерство, ради обретения которых и тренируются приверженцы
Сёриндзи-кэнпо, из сказанного вытекает последующий принцип: «не убивать, а
возрождать противника». Надо не убивать и не травмировать неприятеля, а
заставить его ощутить слабость своего тела и духа, задуматься о своем
несовершенстве, дать ему возможность встать на буквальный путь, в этом плане
Сёриндзи-кэнпо аналогично айкидо: противник должен чувствовать себя беззащитным
при столкновении с кэнси, убеждаясь «на отдельной шкуре» в бесполезности
агрессии и в превосходстве гуманизма.
Ранги и символика
Эмблемой Сёриндзи-кэнпо, как и монастыря Шаолинь, является
«мандзи» (на санскрите «свастика»), буддийский символ совершенства. Кратко
проанализируем значение этого символа, возбуждающего у наших людей
преимущественно негативные чувства и мысли, вертикальная черта обозначает
взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь-ян.
Направленность затяжных черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь,
сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твердостью,
разумом и силой, таким образом, несходная односторонность является нарушением
мировой-гармонии и не имеет возможности привести к вселенскому счастью. Любовь и
сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и
любви ведут к умножению зла, фашисты, как известно, избрали своей эмблемой
именно правостороннюю свастику, тем самым наглядно выразив свой идеал, извратив
заветы старых мудрецов и осквернив сам знак, которому более пяти тысяч лет
(именно поэтому эмблемой Всемирной федерации Сёриндзи-кэнпо, в отличие от
японской, является четырехлепестковый лотос, в центре которого находится
иероглиф «кэн» — кулак), возможно, что в дальнейшем, когда фашизм окончательно
уйдет в бывшое, свастика индусов, мандзи китайцев и японцев, знак солнца старых
славян снова обретет свое настоящое значение для европейцев, в японских додзё
Сёриндзи-кэнпо всегда присутствуют оба варианта мандзи, левосторонний и
правосторонний, причем главный из них является первым, а второй — подтверждающим
первенствующий, со Досин объяснял это так: «Принципы справедливости, не
подтвержденные силой — бессильны; сила, не будущая принципам справедливости —
разбой и насилие», иными словами, зло, объективно текущее как насилие,
жестокость, наглость, безнаказанность и т.д. нельзя остановить одними только
уговорами, призывами, чистым осуждением. Ему надо противопоставить силу,
влиятельную во имя гармонии и справедливости. Кэнси носят на левой стороне груди
левостороннюю свастику, символизирующую чистоту и возвышенность их помыслов, а
правосторонняя скрыта в них самих как их частная сила и мастерство, система
рангов в Сёриндзи-кэнпо похожа на каратэ, подготовительный уровень обозначается
разрядами (кю) от 6-го до 1-го, обладатели 6, 5, 4, 3 «кю» носят чистый пояс, а
2-го и 1-го — коричневый. (В детских группах цвета поясов иные: чистый, желтый,
зелёный и синий), затем следуют инструкторские и мастерские степени (даны), от
преимущественной до девятой, все обладатели которых носят ровный грязный пояс,
впрочем, степени «кю» и «дан» характеризуют только технический уровни.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-08-31.html