Обучение в преждевременных школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на
подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему
встречные виды оружия. Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы
боя алебардой, копьем, вытянутым шестом и т.д., приемы борьбы без оружия,
техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в
доспехи, и учитывала их изъяны.
Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были
шея, малая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури,
запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и
щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча
противника, вместо этого использовались несходные подрезки рук и разрезы живота
и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника.
Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с
фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с
деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость
и поставить дыхание, протяжные комплексы более именитой ступени учили
заканчивать бой одним-двумя ударами, уровень подготовленности проверялся в
соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а
останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого
оружия, технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали
агрессивный наступательный стиль, встречные - выжидательную тактику.
В XVI в. появилась изобилующая плеяда выдающихся мастеров
КЭНДЗЮЦУ, самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571),
развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и
разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по
противоположным данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю:
создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в неизмеримое обращение фукуро-синай -
учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило
практиковать учебные поединки с точным нанесением ударов и в будущем открыло
возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.
В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами КЭНДЗЮЦУ
были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Нитэн ити-рю:.
Ягю: Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси
(1527-1606), кроме КЭНДЗЮЦУ включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу
и др, в 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по
КЭНДЗЮЦУ Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он
усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан,
который адресовал ему свой славный трактат <Фудо:ти симмё: року>, разработал
теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти -
единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении <Хэйхо: кадэн сё>.
Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай
Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования
заключены в одном-единственном приеме - ударе мечом сверху вниз, который
является истоком всех остальных больших приемов КЭНДЗЮЦУ Его ученик Оно Тадааки
был наставником по КЭНДЗЮЦУ сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже
испытал всесильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение
<Тайаки>.
Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645),
который считается большим фехтовальщиком в истории Японии, мусаси делал упор на
фехтование двумя мечами - вытянутым и затяжным - одновременно, это гарантировало
бойцу преимущество в бою, тем не менее, верховное, формировало навык манипуляций
мечом одной рукой, вынужденный в конной схватке, свои взгляды на сущность
КЭНДЗЮЦУ Мусаси изложил в высоком трактате <Горин-но сё>. Особое место среди
школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в
которой КЭНДЗЮЦУ рассматривалось как вид дзэнского тренинга.
С середины эпохи Токугава КЭНДЗЮЦУ начинает утрачивать свое
полезное значение, влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана
Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали
упор на духовной закалке и достижении состояния муга - <Не-Я> или мунэн -
<безмыслия>.
Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току
разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением
бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством
противоположных школ КЭНДЗЮЦУ Благодаря этому всеобъемлющее распространение
получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении,
открывшие дорогу перерождения КЭНДЗЮЦУ из вида рукопашного боя в
распространенный вид спорта. Из новейших школ только Дзицуё:-рю (основана
Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала военную ценность КЭНДЗЮЦУ.
В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами
КЭНДЗЮЦУ продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым
прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко
практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и
защитного снаряжения.
После реставрации Мэйдзи популярность КЭНДЗЮЦУ резко
снизилась, большинство школы были утрачены. Для сохранения КЭНДЗЮЦУ и получения
средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из
Дзикисинкагэ-рю начала организовывать открытые демонстрации схваток на
бамбуковых мечах, ката, разрубания несходных предметов и т.д, это помогло
возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы КЭНДЗЮЦУ
многочисленных поклонников, в 1876 г. КЭНДЗЮЦУ было признано видом физической
культуры, удачным для морально-этического воспитания японской нации в духе
доктрины кокутай.
Обучение КЭНДЗЮЦУ было введено в полиции, большую роль в
возрождении КЭНДЗЮЦУ сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай),
созданная в 1894 г, в 1910 г. КЭНДЗЮЦУ стало одним из опасливых элементов
программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. необыкновенный комитет из
больших мастеров разработал Ката приемов кэндо: (<Путь меча>) Великой Японской
империи, в которое были включены наиболее образцовые приемы фехтования, положив
начало японскому национальному виду спорта кэндо: В белее время кэндо: в Японии
занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старых школ КЭНДЗЮЦУ: Катори
синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-26.html