Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)
ИАЙ-ДЗЮЦУ является самостоятельным и отличительным только
для Японии видом боевого искусства, сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность
молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения
неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника,
для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом.
Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ
комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как
полное искусство, в прежных школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ
представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю:
изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С порядочным выпрыгиванием из положения сидя на одном
колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из
засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к
Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:,
давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.
В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания
меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или
со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как
выдвижение меча из ножен безграничным пальцем левой руки, наложение правой
ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д, мастера овладевали
приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не
дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из
арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на
улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение
противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был
относительно малый набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд,
многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что
приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации.
После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок,
тем не менее благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием
иайдо: - "Путь иай".
Сохранились до настоящего времени и многообразные старые
школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.
Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)
В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом,
извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование вытянутым мечом,
кодатидзюцу - фехтование малым мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.
Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, тем не менее
истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко
2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы многообразные
приемы фехтования для пешего и конного воинов, тем не менее по значимости в
военной подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня,
в эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества,
появлению более воздушных и удачных доспехов и снижению роли конных лучников,
становятся передным оружием самураев, начинается беглое развитие КЭНДЗЮЦУ.
Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 безграничных школы
КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским
монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана
Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу,
содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ)
и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-26.html