Теперь перейдём к самому ката.
ОТРАБОТКА СТОЙКИ
Всё начинается со ступней. Расположив их на полу (как требует стойка сантин
хэйсюгата) выполняем тако-аси (буквально «пальцы осьминога») . На вдохе
поднимаем пальцы вверх (за исключением большого), растопыриваем их максимально
широко, и на выдохе опускаем на пол, стараясь с силой надавить на поверхность.
Во время подъёма концентрируем своё внимание не только на разведении пальцев в
стороны, но и на нажатии большим на пол. При опускании стараемся не только с
силой надавить ими на поверхность, но и отслеживаем, чтобы они не соединялись.
Давление пальцами на пол осуществляем на протяжении всего выдоха, причём с
каждой секундой давим всё сильнее.
После этого переходим непосредственно к ногам. Принимаем
стойку сантин хэйсюгата.
Вот как её описывает Хигаонна Морио во втором томе «Traditional karatedo Okinawa
Goju Ryu»: «Находясь в сантин-дати, обратите особое внимание на то, чтобы пятка
передней ноги располагалась на одной линии с пальцами задней ноги. Для того,
чтобы проверить расстояние, не перемещая стопы, опустите колено задней ноги к
пятке передней ноги. Если расстояние выбрано правильно, колено и пятка только
соприкасаются друг с другом. Стопы захватывают пол, используя тако-аси, при этом
в начале движения пальцы раздвигаются на максимальную ширину и затем захватывают
пол, проводя укоренение. Это также способствует напряжению мышц ног и ягодиц,
подобно тому, как сжатие кулака вызывает напряжение мышц руки. Большие пальцы
ног и колени повернуты вовнутрь, колени под согнуты и располагаются на одной
вертикальной линии с большими пальцами ног. Сожмите мышцы ануса и ягодиц,
одновременно подтягивая яички, при этом вся сила концентрируется в области
тандэн. Для того, чтобы правильно выполнять стойку сантин, необходимо держать
подбородок слегка опущенным, взгляд направлен вперед. Грудь следует держать
раскрытой для того, чтобы не ограничивать дыхание. Позвоночник необходимо
держать прямым, плечи опущены».
Для улучшения напряжения мышц ног следует принимать позицию в такой
последовательности. Принимаем хидари или миги хэйко-дати, затем выполняем
«укоренение» пальцами и начинаем разводить пятки в стороны до правильной
Сантин-дати хэйсюгата (при этом пальцы ног плотно прижаты к полу, поэтому
становятся как бы вывернутыми наружу).
Когда Ваши ступни плотно прижаты к полу, вы на выдохе
пытаетесь пятки снова сдвинуть в центр и при этом прижать их к полу так, чтобы
они не двигались (в результате мышцы голени достигают максимального напряжения и
появляется чувство, будто они скручены в жгут). При напряжении мышц бедра особое
внимание уделяется внутренней поверхности. Она должна напрягаться так, чтобы
сократить расстояние между бёдрами. Для этого нужно не просто напрячь ягодицы
(представьте, что вас укололи в них иголкой), а попытаться вывернуть за счёт их
напряжения бедра и колени в стороны и в то же время удерживать колени в исходном
положении (и здесь должно появиться ощущение скрученности мышц в жгут).
При правильном напряжении ног таз сдвинется вперёд, в результате чего
позвоночник в поясничном отделе выпрямится.
http://kempo.ru/2007/05/20/kata_santin.html