Своеобразной технической основой всех ритуалов является
поклон. Он используется в абсолютном большинстве случаев. Причем на Востоке не
только во время занятий единоборствами, но и в обычной жизни. В этом регионе
земли поклон столь же распространенная и естественная вещь, как и рукопожатие в
Европе.
Весьма условно поклоны можно разделить на поклоны кому-либо
и поклоны чему-либо, а так же на выполняемые стоя и сидя.
При выполнении поклона в положении стоя, ступни ног
обязательно должны быть сведены вместе. Носки могут быть сведены или разведены,
но пятки должны быть вместе. При этом ноги почти полностью выпрямлены в коленях.
Руки опущены вниз вдоль тела. Ладони в положении "по швам" или лежат на передней
поверхности бедра и скользят во время поклона по той поверхности, на которой они
находятся. Очень важно, чтобы корпус сгибался только в пояснице. Спина при этом
остается прямая.
Если поклон предназначается помещению или какому-то
предмету, то во время его выполнения глаза кланяющегося опускаются вниз. Линия
спина-шея-затылок составляет, опять же, одну прямую. Если же поклон предназначен
кому-либо, то глаза могут либо опускаться, либо не опускаться вниз. А вот поклон
перед началом или после окончания поединка обязательно выполняется таким
образом, чтобы глаза не отводились от партнера. В данном случае голова во время
поклона может немного приподниматься.
Исключение составляет поклон Учителю. Во время такого
поклона глаза всегда должны быть опущены вниз вне зависимости от того
выполняется он перед спаррингом или нет. Следует отметить, что подобные
требования относятся конкретно к поклонам принятым в среде боевых искусств. В
обычной жизни японцы при поклоне друг другу чаще всего опускают глаза вниз.
Иногда кисти сжимаются в кулаки и руки, слегка согнутые в
локтях выносят, при поклоне немного вперед перед собой. Это более агрессивный
вид поклона. Такой поклон выполняется при вызове противника (или партнера) на
бой, но он совсем не уместен при оказании знаков внимания. Однако, существуют
некоторые стили каратэ, такие как, например, как Кёкусинкай, в которых подобные
варианты поклона являются нормальным явлением.
Глубина поклона регламентируется степенью вежливости и
уважения, которое кланяющийся хотел бы выказать своему партнеру. Чем ниже
поклон, тем он вежливее и тем больше уважения выказывается тому, кому он
обращен. Исключение, опять же, составляет ответный поклон Учителя ученику.
Учитель всегда выполняет полупоклон, что вовсе не свидетельствует о его
невежливости или неуважении ученика. СЭИДЗА - исходное положение сидя на
коленях. В этой позиции колени не должны разводиться слишком широко или
сводиться вместе. Исключение составляют женщины, у которых в этой позе колени
всегда сведены вместе. Расстояние - один, два кулака. Кисти рук лежат на
передней поверхности бедер. Спина в обязательном порядке должна быть прямая, а
плечевой пояс расслабленным. Непосредственно перед поклоном сначала левая, а
потом правая ладонь кладется перед собой на пол таким образом, чтобы касающиеся
друг друга большие и указательные пальцы образовывали треугольник.
Во время поклона сидя спина должна оставаться прямой и, что
очень важно, ягодицы не должны высоко подниматься над пятками. Это не сразу
получается, но при небольшой тренировке не вызывает сложностей. После окончания
поклона кисти рук убираются на бедра в обратном порядке.
Поклоны - наиболее часто употребляемая часть ритуалов. Они
выполняются при встрече и прощании, при входе и выходе из зла, при приветствии
старшего и чтобы поклониться при встрече на улице своему товарищу по клубу или
секции. Это дань уважения, такая же, как и рукопожатие, а не проформа.
Почти во всех случаях поклон сопровождается коротким
возгласом "ос-с". Это принятое в боевых искусствах сокращение японской фразы "охайо
годзаимас" Дословный перевод - доброе утро, но данная фраза употребляется и в
качестве вежливого приветствия. Сокращение несет еще большую смысловую нагрузку,
чем полная фраза. Оно используется и при приветствии, и при чествовании, и в
качестве сигнала готовности к выполнению техники, и в качестве ответного сигнала
о понимании команды.
При входе в зал и при выходе из него, вне зависимости от
того находится кто-нибудь в нем или нет, выполняется поклон в сторону семэн
(Семэн - стена напротив входа в зал. В этом месте, по преданиям, находятся духи
великих мастеров единоборств. Здесь же располагается Учитель во время проведения
тренировки). Это - дань уважения святому месту для любого человека занимающегося
японскими боевыми искусствами, в котором он постигает тайны искусства.
Перед началом тренировки должна соблюдаться тишина и
порядок. Нельзя громко разговаривать, шуметь. Это является проявлением
неуважения. Но это вовсе не означает, что до начала занятия ученики должны
стоять по стойке смирно. Напротив, это время следует отвести выполнению
упражнений направленных на разогрев мышц и подготовку суставов и сухожилий к
предстоящим нагрузкам.
Когда в зале появляется Учитель, то сразу же прекращаются
любые занятия и все находящиеся в зале повернувшись лицом к входу принимают
исходное положение для поклона стоя. Если носки ног соединены вместе, то такая
стойка называется ХЕЙСОКУ ДАТИ (ДАЧИ), а если носки разведены, то это МУСУБИ
ДАТИ. Старший из присутствующих учеников подает команду: "Сэнсей-ни о-рэй!", по
которой выполняется поклон с возгласом "Ос-с!".
В некоторых случаях, когда старший из учеников по
каким-либо причинам не увидел появление Учителя в зале, команду может подать и
другой ученик, который первым увидел Учителя. Однако, в большинстве японских
залов младшие ученики заранее предупреждают старшего о подходе Учителя ко входу
в зал.
Иногда складывается такая ситуация, когда в зал входят
несколько Учителей. В этом случае, перед командой называется фамилия того
человека, которому она непосредственно относится. Например: "Иванов-сан но
сэнсэй-ни о-рэй!". Эту фразу можно перевести как "Господин Иванов является
Учителем и мы отдаем ему честь!"
http://www.dodjo.kobudo.ru/meth3.phtml