Уважаемые Будо-коллеги!
Вашему вниманию предлагается второй, переработанный и
дополненный, вариант методического пособия на тему "Правила этикета, ритуалы и
терминология принятые в боевых искусствах Японии". Данный материал основан на
традициях школы каратэ ДЗЁСИНМОН и школы кобудо ДЗЁСИН-РЮ. Конечно, в других
школах могут встречаться некоторые отличия в практике выполнения конкретных
ритуалов или использовании тех или иных терминов, но в целом вопросы связанные с
этикой едины для всех Японских единоборств.
К большому сожалению, до сих пор во многих отечественных
клубах и секциях восточных единоборств бытует либо весьма прохладное, граничащее
с полным пренебрежением, отношение к ритуалам и этикету, либо формальное
выполнение, без понимания их сути и значения, что ведет к искажению и внешней
формы. Еще хуже обстоят дела с терминологией.
Чаще всего вся используемая терминология сводится к счету
от единицы до десяти, который нередко искажается неправильным произношением.
Подобная ситуация не может считаться нормальной и утверждения относительно того,
что "уж коли мы русские, то и изучать каратэ или кобудо тоже надо только на
русском языке!", в корне не верно. В настоящее время любые боевые искусства
Японии есть не только и не столько прикладные системы рукопашного боя, сколько
самобытная и неотъемлемая часть культурно-исторического наследия Японии. Каким
же образом можно говорить о серьезном изучении культуры страны не зная ее языка
иди хотя бы его основ?! Безусловно, далеко не все кто занимается в секциях в
состоянии выучить достаточно сложный, для европейца, японский язык. Но этого и
не требуется. Среди массы энтузиастов не так много людей, которые серьезно
изучают боевые искусства, для которых это не просто занятия спортом и не способ
самообороны, а образ жизни. И в этом случае, знание языка обязательно. Без этого
просто невозможно постигнуть глубины изучаемого искусства. Это вполне очевидные
вещи и можно только удивляться тому, что так много людей имеющих неплохие
физические кондиции и технические достижения не понимают этого! Выше уже
говорилось о том, что единоборства есть часть культурного наследия Японии.
Другими словами, некий продукт созданный людьми объединенными рамками
национального менталитета, единым укладом жизни и прочими особенностями,
присущими именно этому кругу людей. Первостепенную роль в этом играет образ
мысли ибо в соответствии с ним выстраивается та или иная логическая цепочка,
складывается структура системы именуемой боевым искусством.
Соответственно, зная логику и внутреннюю структуру
построения языка не сложно постичь образ мысли людей говорящем на нем. А от
этого всего лишь один шаг до понимания сути и внутренней структуры национальных
единоборств. Эта связь гораздо прочнее и короче, чем это может показаться на
первый взгляд.
Боевые искусства Востока являются универсальной системой
познания Мира и самосовершенствования. Каждый энтузиаст находит в них то, что
ему больше всего нужно. Настоящими будоками - людьми боевого искусства -
становятся далеко не все, но все, кто имеет терпение прозаниматься достаточное
количество времени, добиваются определенного успеха. Хочется надеяться на то,
что это и последующие методические пособия помогут Вам более полно понять
увлекательный мир восточных единоборств и продвинуться на Пути его постижения.
Президент ФТКИ
Доктор юридических наук Антон ЛАРИН
Этикет и ритуалы
В мире боевых искусств Японии существует свой особый,
досконально продуманный и тщательно выполняемый этикет и ритуалы. И хотя в
различных Школах и направлениях они могут несколько отличаться друг от друга, в
основном они схожи и построены по единым принципам. Невозможно стать Мастером,
не зная или не соблюдая этикета и ритуалов, принятых в данном конкретном
единоборстве. Это не догма, не обыкновенная вежливость и не просто требование
дисциплины. Это неотъемлемая и важная часть необходимая для понимания философии
и психологии боевого искусства.
http://www.dodjo.kobudo.ru/meth3.phtml