Вся история профессиональных военных, с древнейших времен и
до наших дней, неразрывно связана с оружием. Во все времена у всех народов
лучшие умы прилагали все усилия для того, чтобы сделать его мощнее, эффективнее,
красивее. Оружие украшали драгоценными камнями и тончайшими инкрустациями. Его
обожествляли и ему поклонялись, давали ему красивые имена и передавали из
поколения в поколение как семейные реликвии.
Правда, с тех пор, как появилось огнестрельное оружие и
заняло главенствующую роль, потеснив холодное оружие, ситуация изменилась.
Конечно, и в наши дни можно найти прекрасно изготовленные и богато украшенные
образцы ружей и пистолетов. Но они, хотя и являются оружием, по сути,
представляют интерес в основном для узкого круга ценителей и коллекционеров.
Боевое же оружие унифицировано и обезличено. Отличить два образца одной и той же
марки можно разве что по заводскому номеру. Да и изготовляют оружие теперь почти
без ручного труда.
В древности было не так. Мастера-оружейники выполняли
работу от начала до конца вручную. А сам процесс сопровождался религиозными
ритуалами, призванными отгонять от оружия и его владельца злых духов, придавать
магическую силу. Оружейники не просто делали оружие - они вкладывали в него
душу. Как нельзя найти двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нельзя
найти и двух одинаковых клинков, изготовленных вручную.
Внешний вид оружия отражал не только особенности характера
изготовителя, но и региональные и национальные особенности. Судите сами: широта
души русского человека и прямой, с широким лезвием меч. Коварные и хитрые
турецкие янычары и ятаган с кривым лезвием или сабля с раздвоенным, как язык
змеи, концом лезвия. Ценящие простоту и красоту японцы и изящный изгиб
самурайского меча. Этот список можно было бы продолжать долго.
Мощное и эффективное оружие без человека мертво. Только
человек, беря оружие в руки, вдыхает в него жизнь и наделяет силой. Но в руках
человека некомпетентного, не обученного мастерству, оно или бессильно, или
опасно.
С появлением оружия появилась и стала совершенствоваться
техника владения им, а вслед за этим и техника борьбы с вооруженным противником.
До сегодняшнего дня эти направления существуют, как две стороны одной медали.
Как только появлялся новый технический прием, незамедлительно находился и
соответствующий ему контрприем, а то и несколько. И в поединке побеждал тот, кто
мог грамотнее применить на практике свои знания.
Разговор об оружии был бы неполным без упоминания об еще
одной его разновидности. Строго говоря, это не оружие, а предметы, используемые
в качестве такового. Чаще всего это сельскохозяйственные орудия, которыми
крестьяне и ремесленники, люди, которые по роду своей деятельности, социальному
и материальному положению не могли иметь настоящего оружия, пользовались для
защиты и нападения.
Разумеется, предметы, использовавшиеся в качестве оружия,
сохраняли свое прямое хозяйственное назначение, и поэтому значительно уступали
по конструкции и красоте отделки настоящему оружию. Однако это никак не
отражалось на боевых качествах и не делало эти предметы менее грозными в умелых
руках.
История возникновения и развития любого боевого искусства
неразрывно связана с историей страны. А историю нельзя отнести к точным наукам.
Людская память - весьма ненадежный инструмент.
Поэтому зачастую те или иные сведения, которыми мы
располагаем, - это только более или менее достоверная версия событий, имевших
когда-то место. Тем более что люди, фиксирующие происходящие события, часто
эмоционально окрашивают их в зависимости от собственного отношения к
происходящему. Нечто похожее произошло с историей боевых искусств Японии.
Как бы автору ни хотелось, рассматривать вопросы,
непосредственно связанные только с кобудо, невозможно.
Ни одно боевое искусство Японии не может существовать
отдельно от других. Даже если внешне какое-то из них выглядит изолированным, это
далеко не так. При более глубоком изучении наверняка можно будет обнаружить
прямые либо косвенные связи с другими единоборствами.
Кобудо - не исключение. Оно тесно связано с целым рядом
единоборств. И в первую очередь с тем, которое сегодня называют каратэ.
Да, да, именно так! Это не опечатка. Хотя и верно то, что
каратэ имеет древние корни, но существующая ныне структура, да и само название,
относятся к началу XX века. Это довольно интересная и характерная для боевых
искусств история, поэтому уделим ей немного внимания.
Первый зафиксированный случай употребления слова каратэ в
названии школы рукопашного боя относится к середине XVIII века. Это была школа
каратэ-но сакугава, основанная Мастером Сакугавой, который несколько лет изучал
в Китае рукопашный бой и приемы владения оружием. В это время слово "каратэ-до"
записывалось двумя иероглифами: кара - "Великий Китай" и тэ - "рука". То есть
речь шла о "Руке Великого Китая" или же, другими словами, о рукопашном бое,
практикуемом в Поднебесной. Сегодня это слово также записывается двумя
иероглифами, которые читаются точно так же, но обозначают уже кара - "пустота",
тэ - "рука". В результате получается "пустая рука", термин, символизирующий
ведение поединка без оружия.
Секрет заключается в особенностях японского языка. В
древности у японцев не было собственной письменности. Она была заимствована из
Китая и Кореи. Вместе с китайскими иероглифами были почти полностью заимствованы
и понятия, которые они обозначали, и отчасти их звучание. Вместе с тем японцы
дали им еще и собственное звучание.
В результате один и тот же иероглиф, в зависимости от
контекста, может звучать по-разному, а два совершенно разных иероглифа,
обозначающие разные понятия, могут звучать одинаково.
Автором нынешнего варианта написания слова каратэ является
известнейший мастер этого единоборства Гитин Фунакоси. Он систематизировал
различные направления рукопашного боя, существовавшие на Окинаве.
В начале XX века, точнее в 1921 году, техника каратэ была
продемонстрирована мастером будущему императору Японии, наследному принцу
Хироито. Принц по достоинству оценил технику этого единоборства, что решило
дальнейшую судьбу каратэ, единственное замечание, высказанное Хирохито, касалось
самого названия. Ясно прослеживавшиеся в названии китайские корни, по мнению
принца, "ущемляли национальное достоинство японцев". Мастер нашел выход из
положения, переписав название другими иероглифами с тем же самым звучанием. И
уже в 1924 году в университете Кэйо открылся первый официальный клуб каратэ.
Поэтому Фунакои по праву считается "отцом" каратэ.
Достоверность исторических фактов - вещь спорная. История
Японии вообще и история оружия в частности - не исключение. Различные источники
не только по-разному трактуют один и тот же исторический факт, но нередко
датируют его с разницей чуть ли не в сотню лет!
Приведенные в книге факты не претендуют на истину в
последней инстанции. Это только одна из принятых ныне версий, которая, с точки
зрения автора, является наиболее достоверной.
http://www.dodjo.kobudo.ru/hist1.phtml