Тансудо
Адепты этого вида воинского искусства в один голос
утверждают, что его история насчитывает сотни лет. Само название переводится как
«путь танской руки». Иероглиф «тан» в написании данного термина обозначает
китайскую династию Тан (617-907 гг). Этот символ не говорит о какой-то
принадлежности какого бы то ни было воинского искусства именно ко времени
правления данной династии. Это всего-навсего символ Поднебесной. Современные
корейцы, практикующие этот вид единоборства, говорят о неразрывной многовековой
связи корейской культуры с более развитой китайской. И в связи с этим зачастую
упоминают китайский трактат по искусству ведения войны (стратегии и тактике
массовых войн уделяется в нём больше внимания, нежели собственно рукопашному бою
с оружием и без) «Убэйцзи» (в корейском прочтении «Ботончжи»), написанном в XIV
веке Мяо-Сином. Появившийся несколькими веками позже одноимённый трактат
неизвестного автора, посвящённый рукопашному бою, берущему начало из провинции
Фуцзянь, и известный на Окинаве как «Бубиси», оказал огромное влияние на
развитие традиции окинавского, а позже и японского каратэ. Если посмотреть на
китайские иероглифы, которыми записывается слово «тансудо», окажется, что
японский термин «каратэ» до второй половины 30-ых годов ХХ века записывался теми
же иероглифами. Только суффикс «до» с ним тогда ещё не использовался. Всё можно
было бы объяснить простым совпадением, если бы не… Начнём по порядку.
Оказывается, название нам почти ничего не говорит: на поверку оказывается, что
термин «тансудо» появился уже после Второй Мировой и был дан конкретным
человеком, считающимся основателем тансудо.
“Звёздный мальчик” Хван Ки
История возникновения современного тансудо начинается с
рождения человека по имени Кван Чжан Ним Хван Ки. Поскольку почти вся статья
посвящена тансудо, а главной фигурой в ней является как раз он, мы не станем
упоминать его имя целиком и будем называть его короче – Хван Ки. Он появился на
свет 9 ноября 1914 года. «Перед рождением сына его отец Ён Хван увидел во сне
яркую звезду – по-корейски «Сам Тхэ Сон», гласит «История Мудук-квана»,
написанная самим Хваном Ки и изданная в 1995 году. - И поэтому он назвал сына
«Тхэ Нам», что означает «Звёздный мальчик».
Позже он изменил своё имя на «Ки». Отец Хвана Ки был
учёным, достигшим высокого признания при короле последней династии Йи Ко Джона».
Хван Ки рассказывал, что не имел ни малейшего представления о воинских
искусствах до тех пор, пока в возрасте семи лет не попал на один из праздников,
где наблюдал драку восьмерых человек против одного. Этот одиночка успешно
противостоял им, демонстрируя диковинные приёмы боя. Юный Хван Ки, поражённый
мастерством незнакомца последовал за ним и попросился в ученики. Тот отказал,
аргументируя тем, что Хван слишком мал для такого сложного дела как занятия
воинскими искусствами. Тем не менее, Хван Ки, как он сам пишет, часто
подсматривал за тренировками этого человека и занимался тхэкюн – именно так он
называл этот вид рукопашного боя - индивидуально.
Годы учения
Первые десятилетия жизни Хвана покрыты мраком. Во второй
половине ХХ века большинство занимающихся тансудо не очень активно
интересовались историей своего вида единоборства и слепо верили своим
наставникам, ученикам Хвана Ки. Но и те знали немного о том, как проходили
первые годы жизни мастера. Достоверных сведений очень мало. По окончании вуза
молодой Хван Ки попал в Манчжурию, где работал на одну из железнодорожных
компаний. Правда, последователи мастера пересказывали легенды, согласно которым
Хван каким-то образом провинился перед японскими оккупационными войсками, был
приговорён к смерти, но бежал в Манчжурию, но это, скорее всего, выдумки. Так
или иначе, в Манчжурию он прибыл ориентировочно в 1935 году. Как гласит
упоминавшаяся выше книга, там он встретил некоего мастера Яна, высокоуважаемого
мастера воинских искусств. Существовал ли такой вообще или это вымысел корейца –
неизвестно. Сам же Хван рассказывал, что, сгорая от нетерпения, он попросился к
Яну в ученики, но получил отказ. В эту ночь расстроенный Хван даже не смог
уснуть. Вместе со своим другом он пришёл к этому мастеру ещё два раза, и их
настойчивость была вознаграждена. У Яна Хван занимался вплоть до 1937 года,
когда был вынужден вернуться в Сеул. И только в 1941 году Хван Ки смог увидеть
своего наставника ещё раз. Он был, по его словам, последним. Доподлинно
неизвестно, существовал ли этот самый Ян вообще. Даже если таковой и был, нам о
нём ничего не известно. И мы можем только догадываться, сколько лет провёл в
ученичестве у этого мистического мастера Хван.
В дальнейшие годы Хван Ки преподавал своим
ученикам-корейцам искусство рукопашного боя, опираясь на знания, полученные в
годы пребывания в Манчжурии. А там он, как «намекают» представители различных
организаций, практикующих тансудо, получил очень обширный объём знаний. В это
время национального воинского искусства в Корее не было, поскольку японцы, с
1910 года оккупировавшие страну, популяризовали исключительно кэндо (гумдо
по-корейски) и дзюдо (юдо по-корейски). Но обучаться, как замечал Хван, было не
у кого. Однако ему посчастливилось найти в одной из сеульских библиотек
несколько книг по окинавскому каратэ, которые он тщательно штудировал. И
результатом его изучений стало оформление стройной системы субакдо, позже
переименованной в тансудо и создание собственного зала «Мудук-кван» и
организации, до 1965 года именовавшейся «Федерацией Субакдо Кореи» (после 1965
года – «Федерация Тансудо Кореи»). После освобождения в 1945 году Кореи от
японской оккупации Хван Ки поставил задачу объединить все виды «национального»
рукопашного боя в своей организации под общим названием «тансудо», но не
справился с ней. И хотя тансудо считается единственным признанным видом
традиционных корейских воинских искусств, по популярности оно уступило
современному спортивному виду единоборства тхэквондо.
Что ж, мы можем констатировать, что основу тансудо
составляет окинавское каратэ, по всей видимости, разные его стили. В особенности
Сёрин-рю какой-то из его многих существующих версий, а также Годзю-рю. Вполне
возможно, что значительное влияние на формирование этого направления оказали
различные стили китайского у-шу. И при всём при этом тансудо прошло довольно
долгий путь развития и стало уникальной ни на что не похожей системой
рукопашного боя, завоевавшей популярность у тысяч поклонников во многих странах
мира.
Так ли это?
Хван Ки утверждал, что тансудо – в основе своей китайское
воинское искусство, которое он привёз из Манчжурии в 30-ые годы. Его ученики
вторили ему, всецело доверяя его рассказам и пресекая всяческие попытки
усомниться словам Основателя. Тем не менее, нашлись люди, которые решили
проверить, так ли всё было на самом деле. И если мы возьмём простейшие
формальные комплексы (в тансудо они обозначаются общим термином «хъюн»), которые
носят названия Пъёнъан, то увидим, что они по структуре своей почти полностью
повторяют ката окинавского каратэ группы Пинъан или японского Хэйян. Нам же
известно, что Пинъаны были созданы мастером Итосу Ясуцунэ из окинавского города
Сюри на основе некоего формального комплекса Тяннан, ныне уже забытого и в
каратэ не сохранившегося (это всего лишь одна из версий, однако в настоящее
время в Китае не сохранилось серии формальных комплексов или одного из них,
похожих на Пинъаны). Известно также, что потом ученики Итосу, в частности
Фунакоси Гитин (Сётокан) поменяли местами ката Пинъан-сёдан и Пинъан-нидан. И
корейцы обучают своим хъюнам в том же порядке, что и японцы, то есть мы можем
констатировать, что корейцы взяли за основу тот же порядок, что и их соседи. И
ни о каком заимствовании из Китая речи быть не может. Сам Хван Ки не отрицал
того, что техника тансудо формировалась на основе каратэ. Что касается
Пъёнъанов, в его книге «Тансудо», изданной в 1978 году, можно найти следующие
строки: «Первоначально этот формальный комплекс назывался Чжэнам (Тяннан
по-окинавски). Приблизительно сто лет назад окинавский мастер Идос переделал его
в формы, близкие формам Пъёнъан». Некоторые его ученики считали, что Хван Ки
занимался у Фунакоси, и, возможно, в годы работы в Манчжурии встречал Ямагути
Гогэна. Однако это не просто догадки, а досужие домыслы.
Начальной ступенью изучения тансудо являются три хъюна под
общим названием Кичо, созданные Хваном Ки в 1945 году. По своей сути они близки
каратистским ката типа Тайкёку в Сётокане, Фукю в Сёрин-рю и представляют собой
базовые комбинации основных ударов руками и ногами в движении. «Кичо» означает
«базовый». В общем, можно проследить изменения в названиях форм тансудо при
перенесении с японского языка на корейский:
Пинъан – Пъёнъан:
Пинъан-сёдан – Пъёнъан-чодан
Пинъан-нидан – Пъёнъан-эдан
Пинъан-сандан – Пъёнъан-самдан
Пинъан-ёндан – Пъёнъан-саадан
Пинъан-годан – Пъёнъан-одан
Пассай-сё – Пассай-со
Пассай-дай – Пассай-дэ
Найханти-сёдан – Найханти-чодан
Найханти-нидан – Найханти-эдан
Найханти-сандан – Найханти-самдан
Сэйсан – Шипсам-сой
Кусанку – Консанкон
Рохай – Лохай
Вансю – Ваншу
Дзион - Джион
И т.д.
Творцы современного тхэквондо также пытались «удревнить»
свою систему, указывая на старинные корейские воинские искусства. Вместе с тем,
современное тансудо имеет мало общего со своими предками.
http://www.single-combat.ru/fight/useful/189/