Физическая подготовка ниндзя продолжалась вплоть до
наступления зрелости, которое знаменовалось обрядом посвящения в члены рода.
Инициация обычно проводилась, как и в самурайских семьях, в пятнадцать лет, но
иногда и раньше. Только став полноправными членами общины, юноши и девушки
переходили от стандартного психофизического тренинга к познанию сокровенных
таинств духа, заключенных в учении монахов-ямабуси, в Дзэн и в изощренных
методиках Йоги.
Откуда пришли ямабуси, какое отношение имеют они к наемным
шпионам и убийцам? Ямабуси - самая загадочная из когда-либо существовавших в
Японии буддийских сект, более напоминающая монашеский орден. Записывается это
слово иероглифом, идентичным даосскому понятию <святой>, <совершенномудрый>
(сянь), что говорит о тесной связи секты с доктринами сянь-даосизма о
самосовершенствовании и продлении жизни. Однако по звучанию слово <ямабуси>
означает <спящие в горах>, что само по себе свидетельствует о направленности их
учения. Секта сложилась в IX-Х вв., оформившись как монашеский орден. Считается,
что ямабуси изобрели особую разновидность йоги, углубляя мистические аспекты
эзотерических буддийских сект Сингон и Тэндай. Свои открытия они обобщили в
труде, недоступном взору простых смертных. Hазвание упомянутого труда <Сюгэн-до>
(<Путь приобретения могущества>) и все его положения должны были передаваться
изустно - от учителя прозелиту. Как правило, верными учениками ямабуси
становились ниндзя, жившие по соседству.
Посвятив жизнь аскезе и неустанным радениям в глуши лесов,
ямабуси лишь изредка спускались со скалистых вершин, чтобы поклониться святыням
центрального храма ордена - Дайгодзи в Киото. Большинство ямабуси, подобно
даосским отшельникам Китая или Кореи или подвижникам иных сект тантрического
буддизма, осваивая тайны йоги, специализировались в какой-нибудь одной узкой
области: например, совершенствовали <технику рук>, задержку дыхания под водой
или владение, кинжалом. Можно себе представить, что несколько десятилетий
упорного труда и безгрешной жизни по канону <Сюгэн-до> давали неплохие
результаты. Hе случайно большинство школ воинских искусств и почти все традиции
нин-дзюцу связывали свое происхождение с легендарными ямабуси. От них
предводители общин ниндзя узнавали мантры и мудры, которые должны были помочь
отважным лазутчикам в их предприятиях.
Конечно, далеко не все ниндзя получали из рук ямабуси ключ
к загадке Бытия, далеко не всем с равным успехом удавалось применять свои
познания. Тем не менее очевидно, что многие хранители традиций нин-дзюцу, как и
наставники воинских искусств в раде самурайских клановых школ, черпали энергию и
вдохновение в неиссякаемом источнике тантрийской магии. Из тантрических книг по
медицине и алхимии были заимствованы навыки составления ядов быстрого и
медленного действия, лечебных бальзамов и питательных смесей, наподобие
уникальных концентратов в виде пилюль, способных утолять голод и жажду в течение
нескольких дней.
Hаряду с мудрами (основных мудр, относящихся к важным
энергетическим центрам, насчитывалось девять) и мантрами ниндзя пользовались и
менее экзотическими, но более надежными методами акупрессуры для залечивания
травм и преодоления всевозможных физических и психических расстройств. Так,
следовало: для преодоления чувства страха одновременно в течение пяти минут
ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на точки <Божественного
спокойствия>, расположенные на внешней стороне икры ближе к колену; для
преодоления усталости - некоторое время активно нажимать в ритме пульса кончиком
большого пальца одной руки на точку, расположенную на <подушечке> между первой и
второй фалангами мизинца другой руки; для притупления чувства жажды - в течение
нескольких минут ритмично покусывать кончик языка; для снятия головной боли
после контузии - массировать точку, расположенную между большим и указательным
пальцами обеих рук попеременно, и т. д. Рекомендации имелись буквально на все
случаи жизни, что позволяло лазутчикам зачастую обходиться без помощи врача. В
сочетании с самовнушением акупрессура была мощным стимулятором жизнедеятельности
в экстремальных условиях.
Многие самураи, не говоря уже о простых горожанах и
крестьянах, всерьез верили, что ниндзя знаются с нечистой силой, к чему,
конечно, было достаточно оснований. Взять хотя бы удивительное свойство
неожиданно <исчезать> из поля зрения, словно растворившись в воздухе... Hо при
ближайшем рассмотрении ничего сверхъестественного в подвигах ниндзя мы не
обнаружим. Hаоборот, мы столкнемся с неукротимой жаждой познания человеческого
естества, помноженной на повседневное усердие и опирающейся на мощную традицию.
<Высшее образование> ниндзя не ограничивалось спортивным
многоборьем и даже магией тантрических обрядов. Лазутчик должен был уметь не
только подкрадываться, подслушивать, подглядывать и убивать. Для того, чтобы
перерабатывать и анализировать добытую информацию, необходимо было свободно
читать сложнейшие тексты, написанные замысловатой иероглифической скорописью в
старинной манере, а подчас и на китайском языке, разбираться в вопросах
фортификации, картографии, стратегии и тактики.
Для маскировки во время разведывательных операций, особенно
требующих длительного сбора информации (<работы резидента>), ниндзя тщательно
разучивали семь классических амплуа:
- Бродячий актер. Роль требовала знаний народных песен и
плясок данной местности, равно как и акробатических номеров, реприз бродячих
комедиантов.
- Странствующий монах, собирающий подаяние (комусо). Роль
требовала знания множества расхожих молитв и треб; а также монастырского устава
и различных тонкостей обращения.
- Горный отшельник. Эта роль для ниндзя представляла
наименьшую сложность, ибо в городах ямабуси обычно рассматривались как юродивые.
- Буддийский священник. Тут требовались примерно те же
познания, что и в случае с нищим монахом, но, разумеется, с большим вниманием к
ритуалу и реалиям <своего> храма.
- Иллюзионист и жонглер. Для этой роли необходима была
общая <цирковая> подготовка.
Особенно важно было освоение иллюзионных номеров с
переодеванием, нахождением и извлечением предметов, утаиванием крупных предметов
под одеждой и с <исчезновением> на заранее подготовленные позиции. Каждый
уважающий себя ниндзя должен был стать профессиональным фокусником.
- Обычный крестьянин или горожанин. Роль требовала
определенных познаний в сельском хозяйстве или ремесле.
- Купец. Роль предполагала знакомство с конъюнктурой рынка
и умение разбираться в качестве товаров.
В эпоху Муромати, когда победоносный Такэда Сингэн вел одну
за другой военные кампании в разных концах страны, он привил многим кланам
ниндзя сравнительно новые для них навыки дальней сигнализации. Для передачи
срочной информации на расстояние стали использоваться сигнальные костры с разным
качеством дыма, флаги, барабаны, гонги и раковины-трубы. Hапример, если ниндзя
со стены вражеского замка вывешивал красный флаг, это означало, что осаждающей
армии следует применить зажигательные снаряды, если синий - прибегнуть к водяным
средствам, то есть попытаться затопить укрепления.
Hесмотря на то, что все кланы ниндзя давали универсальное
шпионско-диверсионное образование, главным для квалифицированного лазутчика
,было в совершенстве освоить коронную технику своей школы. Так, Гёкку-рю из
поколения в поколение передавала секреты поражения болевых точек при помощи
пальцев (юби-дзюцу), Котто-рю специализировалась по болевым захватам, переломам
и вывихам (коппо), а также практиковала искусство гипноза (саймин-дзюцу).
В физической подготовке по системе этой школы особенно
заметно сказывалось влияние индийской йоги. Кюсин-рю славилась мастерами меча,
копья и дротика. Свои секреты имели и ниндзя Синсю-рю по прозвищу <прозрачные
волны>, и их собратья из Дзёсю-рю - <бурные волны>, из Рикуд-зэн-рю - <черные
обмотки>, из Косю -рю - <дикие обезьяны>.
http://www.single-combat.ru/combat/close-fight/88/