Очевидно, что боевые искусства можно классифицировать
одновременно по нескольким основаниям, однако, на наш взгляд, наиболее
информативной с социологической точки зрения является классификация по
декларируемой цели занятий и характеру тренировочного процесса. Поставленная в
рамках школы цель определяет набор и иерархию ценностей, на которые
ориентирована школа и которым подчинен тренировочный процесс. Данное основание
позволяет дифференцировать современные единоборства как специфически выстроенные
способы деятельности и, следовательно, проследить зависимость изменений в
системе ценностных ориентаций личности, социального поведения человека от
практики того или иного вида единоборства.
По указанному основанию, на наш взгляд, можно выделить
следующие виды единоборств.
Спортивные единоборства. Цель, которая ставится перед
практиком спортивных единоборств, - победить соперника в рамках строго
определенных правил. Этой цели служат соревнования, что является характерным
отличительным признаком спортивных единоборств. Несоблюдение установленных
правил влечет за собой замечание или дисквалификацию спортсмена. Поединок,
которому предшествует разминка и психологическая подготовка, начинается и
заканчивается по сигналу судьи. В рамках соревновательного поединка спортсмен
приобретает или подтверждает свою спортивную квалификацию. Поединок может
проходить как в полный контакт, так и в контакт с ограничениями или без
контакта. Таким образом, тренировочный процесс и психологическая подготовка в
рамках спортивных видов единоборств подчинены основной цели – победе спортсмена
на соревнованиях. К спортивным следует отнести такие единоборства, как бокс,
дзюдо, борьба, тэквондо, спортивные виды каратэ, кикбоксинг, панкратион, тайский
бокс, бои без правил, спортивный рукопашный бой и др.
Спортивные единоборства по критерию жесткости следует
подразделить на контактно-спортивные (например, кудо, бокс) и
бесконтактно-спортивные (например, Сетокан каратэ-до). Контактно-спортивные виды
единоборств, в свою очередь, могут быть разделены на школы, практикующие полный
контакт в поединках и школы, практикующие ограниченный контакт. Вид контакта,
практикуемый в той или иной школе единоборств, во многом определяет особенности
тренировочного процесса и характеризует практику единоборства.
Прикладные (боевые) единоборства. Цель практики прикладного
единоборства – готовность и способность в ситуации поединка вывести противника
из строя, травмировав или физически устранив его. А.Е.Тарас справедливо
подразделяет прикладные единоборства на ограниченно-боевые системы (например,
полицейские системы) и системы тотального боя (уничтожения противника). В рамках
ограниченно-боевых систем в практических целях присутствуют ограничения
относительно степени телесных повреждений, наносимых противнику. Соревнования в
боевых школах отсутствуют. Тренировочный процесс, как правило, отличается
созданием жесткой обучающей среды, призванной адаптировать занимающихся к
деятельности в сильных стрессовых ситуациях. К прикладным единоборствам следует
отнести прикладной рукопашный бой, боевое самбо, такие школы как русский стиль
системы Кадочникова, БАРС (боевая армейская система рукопашного боя) и др.
Верный, с нашей точки зрения, сравнительный анализ
прикладных и спортивных единоборств приведен А.Е.Тарасом.
Традиционные единоборства. Отличительной чертой
традиционных видов единоборств является присутствие в практике традиционного
компонента, представленного в виде ритуалов, кодексов поведения, правил,
регламентирующих тренировочные процесс. Цель практики традиционных единоборств –
физическое и духовное совершенствование, достижение гармонии человека с собой и
с миром. Технический компонент традиционных школ несет в себе историческую
традицию, сохраненную в том или ином виде. Также отличительной чертой
традиционных единоборств является отсутствие соревнований и турниров, проводимых
в виде соревновательных поединков. Могут присутствовать показательные
выступления или соревнования с оценкой комплексов формализованных упражнений
(ката, таолу). К традиционным единоборствам следует отнести такие как ушу,
капоэйра, Вин Чун, айкидо, тайский бокс и т.д.
Сегодня можно спорить о том, что является критерием
традиционной школы боевых искусств и следует ли относить современные школы к
таковым. Действительно, в настоящее время в практике единоборств нередко
стираются границы между традиционными, спортивными и боевыми единоборствами.
Зачастую не удается без сомнения отнести ту или иную школу к какому-либо
конкретному виду единоборств. Так сегодня существуют школы, в которых
присутствует как традиционный компонент, представленный в виде определенных
правил поведения, нравственных предписаний, различных ритуалов, восходящих к
древней традиции, так и спортивный компонент, на который указывает наличие
соревнований и турниров. К таким школам относятся, например, кендо, спортивное
ушу, некоторые стили каратэ-до и др. По нашему мнению, такие школы следует
классифицировать как традиционно-спортивные, т.к. именно данная категория
адекватно отражает специфику целей практики единоборства и характер
тренировочного процесса. Упомянутые особенности, в свою очередь, влияют на
характер структуры ценностей практикующего, отличая его от адепта чисто
традиционной или чисто спортивной школы.
Итак, по декларируемой цели занятий и характеру
тренировочного процесса, можно привести следующую классификацию современных
единоборств:
• традиционные единоборства, включающие как традиционные,
так и традиционно-спортивные виды единоборств;
• спортивные единоборства, подразделяемые на контактно- и
бесконтактно-спортивные;
• прикладные (боевые) единоборства, включающие
ограниченно-боевые системы и системы тотального боя.
Таким образом, современные единоборства являются широким и
многогранным явлением. Перед общественными науками, на наш взгляд, сегодня
следует ставить задачи всестороннего анализа феномена единоборств, определения
роли института единоборств в обществе, рассмотрения единоборств как фактора
изменений системы ценностных ориентаций и социального поведения практикующих. На
фоне разрозненных и немногочисленных попыток социологических исследований
единоборств, сегодня существует задача привлечения внимания социологов к данной
проблематике. Нами ведутся исследования в данной сфере, результаты которых будут
опубликованы. Результаты социологических исследований в области современных
единоборств составят комплекс теоретических и практических знаний, который
позволит глубже представить функционирование института единоборств в современном
обществе, систему его внутренних и внешних социальных связей и его влияние на
жизнь общества в целом.
http://www.kentavr-club.ru/combats/combats22.html