Анатолий Аркадьевич Харлампиев как-то сказал, что за многочисленными национальными видами борьбы когда-то стояла единая прасистема. Слишком велико их родство. Он же сказал: "Если ты действительно хочешь чему-то научиться, доберись до первоисточников. Японцы таковыми не являются. Более того, если ты будешь на них ориентироваться, ты сможешь лишь асимптотически приближаться к их уровню и никогда его не достигнешь. Учись у всех и ищи корни…".
Возле Анатолия Аркадьевича собирался цвет отечественных боевых искусств. Занимаясь с ним, Вадим Вязьмин встретил Алексея Штурмина - основателя первой федерации каратэ СССР, Владимира Ковалева и Вячеслава Дмитриева, а чуть позже - Тадеуша Касьянова и Ганса Владимирского. Вместе с Вязьминым у Анатолия Аркадьевича занимался и Владимир Томилов. Все эти люди в дальнейшем стали патриархами Российского каратэ и не нуждаются в представлениях.
В 1969 году у Вадима Вязьмина появилась своя школа, где полтора десятка студентов на общественных началах под его руководством занимались Самбо - спортивным и боевым. Тогдашние ученики быстро прогрессировали, участвовали в
соревнованиях, выполняли очередные разряды… В какой-то момент Школа лишилась зала с матами; заниматься чистой борьбой на голом полу опасно, и внимание на занятиях сосредоточилось больше на ударных техниках.
Анатолий Аркадьевич в то время помогал Школе Вязьмина во всем. Его энциклопедические знания и глубочайшее понимание самой сущности боевых искусств задали поискам верную дорогу. По совету Учителя "Ищи корни" было прочитано о каратэ и кунгфу все, что возможно было достать на английском и немецком, после чего Вязьмин начал учить японский и китайский язык.
Также был нанят китаист, который в библиотеке имени Ленина с листа перевел несколько китайских трактатов по кунгфу. Имя Бодхидхармы - основателя монастыря Шаолинь - упоминалось там с большим уважением. Бодхидхарма был индийским принцем. Было очевидно, что истоки боевых искусств находятся в древней Индии и, учебники китайского и японского были отложены, Вадим Вязьмин принялся за санскрит.
Увлечение Йогой и боевыми искусствами сошлись воедино. В то время в "Ленинке" существовал запрет на выдачу целого ряда книг лицам без специального допуска. Это касалось психоанализа, гипноза и всего, связанного с Йогой и восточными боевыми искусствами.
По счастью, в этой душной идеологической стене зияли огромные бреши. Например, еще в 1967 году Вязьмину удалось прочитать и скопировать на микрофильм фундаментальный труд Милтона Эриксона "Advanced Technique of Hypnosis and Therapy" - второе слово было "техника", и книгу свободно выдавали; ряд изданий, закрытых в читальном зале, можно было взять и прочитать в зале микрофильмов. Что касается санскритских книг, на них никаких запретов не существовало вовсе. Видимо потому, что в то время в СССР вряд ли нашлось бы больше десяти человек, знающих этот язык. 318 комната, где хранились каталоги книг на восточных языках, как правило, была пуста…
Углубившись в санскритские издания, Вадим Вязьмин к своему изумлению обнаружил на многих из них выполненные готическим шрифтом клейма немецких библиотек. Гитлер, живо интересуясь оккультными знаниями, в том числе и восточными, финансировал более пятидесяти (!) научно-исследовательских институтов по данной тематике. В то время традиционно сильная Германская индология сделала колоссальный рывок вперед.
В 1976 году, по мере расшифровки, стали внедряться в тренировках нашей Школы древние методы подготовки воина. Сила бойцов росла как на дрожжах. Постепенно Школа полностью перешла на них и окончательно обрела свое уникальное лицо. Вместе с ним пришло и имя "Дхарма Марга" - Путь Чести, Путь Добродетели. Это самым благотворным образом сказалось на боевой мощи бойцов.
Из них хочется упомянуть Сергея Очкасова - стодвенадцатикилограмового мастера спорта по Самбо, изощренного техника, очень аккуратного с партнерами, который ударами пробивал любые блоки, а блоками мог сломать любую конечность; Александра Гальянова, который при весе 64 килограмма ударами рвал боксерские мешки. Одно время посещал Школу близкий друг Вадима Вязьмина - Ганс Владимирский - мастер спорта международного класса по боксу. Он больше половины своих поединков закончил нокаутом - великий тактик, у которого в свое время в боксе были все данные, чтобы стать Олимпийским Чемпионом. Это не случилось лишь по причине технических накладок.
В Школе Дхарма Марга с нуля и до мастера вырос и ныне широко известный Михаил Крысин. До сих пор тренируются и тренируют такие мастера как Петр Смирнов, Алексей Ищенко, Андрей Постоенко, Александр Чавыкин, Александр Холев и другие.
Ныне издатель и коллекционер Владислав Трофимович Козлов, в прошлом боксер, доктор химических наук, в середине
семидесятых умирал от последствий радиоактивного облучения; этот замечательный человек присоединился к Школе и сумел полностью выздороветь. Он и сейчас остается крестным отцом и близким другом Вадима Вязьмина.
Известные лидеры боевого Самбо Валерий Волостных и Иван Евграфов также после ухода из жизни Анатолия Аркадьевича занимались в Школе Дхарма Марга и сохраняют с нами самые близкие контакты. Стоит упомянуть и старейшего бойца Школы Юрия Юрьевича Олежко, известного астролога, который до сих пор в свои шестьдесят семь лет продолжает активно тренироваться. Вернемся в конец семидесятых. Школа быстро росла. Появились филиалы в других городах, например, в Ростове-на-Дону, где сильнейшая в городе школа каратэ под руководством Александра Кабанова признала Вадима Вязьмина своим учителем.Стремительно росло и мастерство бойцов. Как-то в 1978 году Вязьмину позвонил Алексей Штурмин и сообщил, что, по всей видимости, удастся создать Федерацию Каратэ СССР.
Вадим Вязьмин поделился с Анатолием Аркадьевичем услышанным и своими сомнениями. Стоит ли вступать в Федерацию? То, чем Школа занималась, в то время уже разительно отличалось от каратэ и кунгфу. После долгих раздумий Анатолий Аркадьевич посоветовал все же присоединиться к имеющейся Федерации и затем развивать свое направление. "Тебе понадобится поле для деятельности. Пусть твои ученики победят по их правилам. Других возможностей пока просто нет. Если же почувствуешь, что запахло жареным, постарайся вовремя смыться… возможен вариант, что сейчас всех перепишут, а затем всех посадят - по списку".
Вскоре Вадиму Вязьмину предложили возглавить каратэ в спортивном обществе "Зенит". Он стал председателем
отраслевой федерации. В 1979 году прошла аттестация тренеров, и одним из первых получил лист бумаги с машинописным текстом и блеклой печатью, дающий право тренировать…
Между тем жареным-таки запахло. Началась все возрастающая грызня из-за дележа еще недопеченного пирога. Школы каратэ переживали не лучшие свои дни. Не слишком здоровые амбиции сталкивались снаружи и внутри них. В обстановке всеобщей нервозности Михаил Крысин и с ним три бойца второго эшелона покинули Школу и немедленно были приняты в Сан-Э. Вязьмин предвидел такое развитие событий и пожелал им доброго пути.
К счастью, тем и исчерпались потери Школы. Вскоре после этого были прерваны всякие контакты с Федерацией Каратэ СССР и отраслевой федерацией спортивного общества "Зенит".
Другие Школы пострадали существенно больше. Бывшие друзья становились врагами… В этот момент советское государство нанесло решающий удар. Каратэ запретили везде, кроме специальных ведомств. Алексея Штурмина на основании сфабрикованных обвинений отправили в тюрьму на восемь лет. Пострадал и Валерий Гусев, - его посадили на пять лет за преподавание каратэ (он никогда им не занимался, исповедовал чистейшее кунгфу).
В годы перестройки большинство бойцов Школы тренировалось самостоятельно. Вязьмин продолжал поддерживать форму, тренируясь в узком кругу с несколькими близкими учениками.
В 2002 году по многочисленным просьбам и благодаря стараниям старых учеников Школы, у которых уже выросли дети, Школа Дхарма Марга была возрождена. В сентябре 2002 года начались регулярные занятия.
Основатель школы.
Вадим Вязьмин родился в 1950 году. Отец, иранский революционер, вместе со своим старшим братом иммигрировал в Россию в конце Великой Отечественной войны. Матушка познакомилась с ним в Институте Восточных Языков, где он преподавал персидский.
Человек глубочайшего ума и бесконечно одаренный. К несчастью, он умер в 1958 году от сердечного приступа.
Матушка - потомица древнего боярского рода Милославских-Генерозовых, - востоковед; работала в Издательстве Восточной Литературы Академии Наук СССР и в Дипломатической Академии МИД. В частности, перевела книгу Ганди "Мои эксперименты с Истиной", в русском переводе названную "Моя жизнь". Был еще отчим, в аспирантуре специализировавшийся на западноевропейской философии. Он работал в журнале "Коммунист"…
В раннем детстве Вадим Вязьмин был умен и хил. Его друзьями тогда были в основном книги. Научившись читать года в четыре, он начал поглощать все подряд, порой читая одновременно две книги, положив их на колени одну рядом с другой. Библиотека отчима была, таким образом, им проглочена в кратчайшие сроки. Затем в возрасте двенадцати лет, обнаружив книги по психиатрии, психоанализу и гипнозу, оставшийся от покойного дяди-врача, проглотил и их, начал экспериментировать…
В 1965 году ему надоело быть слабым, и он пошел заниматься Самбо к Николаю Алексеевичу Масолкину в общество "Труд". Там и получил первые навыки борьбы и прикладной самозащиты. Чуть позже всерьез увлекся Йогой, чем немало улучшил свое здоровье.
Интерес к Востоку, особенно, к древней Индии, пробудился еще задолго до того. В 1968 году произошла встреча с человека, который стал Учителем Вадима Вязьмина - Основателем борьбы Самбо, Великого и уже тогда Легендарного Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Вязьмин стал его учеником - скорее в Восточном, нежели в Западном
смысле этого слова.
Последние одиннадцать лет жизни Харлампиева (Анатолий Аркадьевич ушел в 1979 году) Господь подарил Вадиму Вязьмину фантастическую возможность близко общаться с этим Великим Мастером и учиться у него.
Сайты:
www.dharma-marga.com
www.dharma-marga.ru