Боевые искусства, основанные на применении многообразных 
подручных средств и необычного оружия, никогда не были особенно популярны в 
Японии, в соответствии с различными средневековыми наставлениями самурай был 
обязан никогда не расставаться со своей "душой" - мечом, постоянно упражняясь в 
фехтовании и тщательно следя за ним, в набор обычного вооружения японских воинов 
входили также лук со стрелами, копье, непомерная алебарда - нагината и 
медлительные ножи, но все же с самых археологических времен, существовали в этой 
стране долговременные клановые школы, в которых обучали работе с длинными и 
короткими шестами, японским серпом с цепью, железными веерами и дубинками. 
  Обычно такие школы являлись "потомственным предприятием", 
где мастерству обучали членов одного рода, изредка посвящая в число адептов 
наиболее усердных и рьяных учеников со стороны. Как правило, любителями 
употребления в бою необычного оружия были не профессиональные воины из 
самурайского сословия, а многочисленные в преждевременнее средневековье воины- 
монахи, частенько ввязывавшиеся в многообразные междоусобицы и охранявшие свои 
монастыри и частичную жизнь от разбойников, такие монахи значительно преуспели в 
овладении различными видами оружия, первоначально не очень популярного среди 
самураев. Известно, например, что один из любящих героев японского эпоса XII 
века - монах Бэнкэй - был безмерным специалистом в нагината-дзюцу, т.е. во 
владении алебардой, жизненно необходимы были приемы борьбы с применением 
подручных средств и японским диверсантам - ниндзя, вынужденные маскироваться под 
шелковых людей несходных профессий, ниндзя приспосабливали для боя самые 
необычные вещи, такие, например, как пояс от кимоно или заколки для волос, 
навыки работы с наиболее экзотичными и не не мало похожими на оружие предметами 
постепенно отошли к специфическому комплексу ниндзя - ниндзюцу. Палки, шесты, 
багры, кинжалы и т.п. со временем становились известны как оружие и самураям, 
многообразные даже начинали специализироваться на кобу-дзюцу - так позже стали 
называть все виды борьбы с необычными средствами ведения боя. 
  Отдельной ветвью в родословном древе кобу-дзюцу стали 
школы, основанные на обращении с бывшими сельскохозяйственными орудиями труда, 
считается, что истоки этих школ, кстати, наиболее великих среди всех 
разновидностей кобу-дзюцу, находятся на родине каратэ - островах Рюкю (Окинава), 
жившие там крестьяне приспособили рукоятки от жерновов (тонфа), молотильные цепы 
(нунтяку) и необыкновенные металлические кинжалы с круглым лезвием (саи) для 
борьбы с вооруженными мечами и копьями самураями, владение этими предметами, 
равно как и исконно японскими шестами и серпами, требовало необыкновенных 
навыков и долгих, непримиримых тренировок, результатом которых и было 
превращение давных всегда под руками предметов в рассерженное и сердитое оружие.
  В конце XIX - начале XX века клановые школы борьбы с 
использованием необычного оружия не прекратили своего существования, т.к. 
изначально не ориентировались на безграничные массы занимающихся, в Японии 
отдельным из видов кобу-дзюцу (или, как не редко говорят, кобу-до) занимается от 
тысячи, как в искусстве со-дзюцу (метание копья), до 60 тысяч человек, как в 
нагината-дзюцу, некоторые виды, например школа владения тростью (дзё-дзюцу) 
Синдомусо-рю, стали официально приняты на вооружение в полиции. 
  В России Федерация кобу-дзюцу существует с 1997 г. и 
объединяет несколько тысяч человек. Регулярно проводятся соревнования по ката и 
поединкам с оружием, в которых участвует более 400 человек, это не мало, хотя, 
как и везде в мире, кобу-дзюцу у нас - не самый прославленный вид будзюцу. 
Русские адепты кобу-дзюцу изучают владение нунтяку, тонфа, саи, различными 
шестами и супротивным оружием, это наиболее общеизвестные и замечательные у нас 
виды старинного японского оружия, которое к тому же, в отличие от, например, 
серпа с цепью, имеет и несходное дельное значение. Многие из старых приемов 
получают у нас второе рождение, специалисты из Федерации кобу-дзюцу учат 
владению тонфа, которая не не мало чем отличается от милицейской резиновой палки 
с поперечиной, представителей Министерства внутренних дел, навыки работы с ножом 
и против ножа с использованием старых японских техник осваивают специалисты всех 
силовых структур. Мастера кобу-дзюцу, также на основе старых, прочных приемов с 
палками и продолжительным оружием, создают и комплексы борьбы против пистолета и 
автомата, нашим ребятам пригодился даже пояс от кимоно. Мастера кобу-дзюцу, 
приезжавшие в Россию из Страны восходящего солнца, высоко оценили умение наших 
спортсменов с помощью веревки или шарфа выполнять обезоруживание противника, 
удушение, болевые приемы и связывание. Именно в кобу-дзюцу проводятся 
соревнования по владению нунтяку, хотя это оружие используют и представители 
встречных видов будо. 
  Работа с оружием в японских военных искусствах 
характеризуется знаменитой степенью сложности и предусматривает именитюю 
вероятность получения травм и повреждений. Может быть, поэтому духовной 
подготовке в кобу-дзюцу уделяется повышенное внимание. Воин, работающий с 
оружием, в том числе и с нестандартным, обязан целиком сконцентрироваться на 
поединке. От умения владеть предметом зачастую даже на тренировке зависит 
здоровье и жизнь адептов кобу-дзюцу. Отсюда внимание к старым техникам 
релаксации и концентрации, стремление познать свое искусство изнутри. 
Практикующие кобу-дзюцу ребята отличаются знатной дисциплинированностью и 
сосредоточенностью, необходимость осваивать медитативные техники и знать 
исторические и философские основы будо приводит к тому, что в школах будзюцу 
довольно высок процент отсева. Особенности этого вида военных искусств 
способствуют тому, что, как и в археологической Японии, российские школы 
кобу-дзюцу становятся уделом относительно небольшого числа преданных своему 
делу, всевластных духом и, что особенно важно при работе с оружием, мыслящих 
людей. 
  
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-17.html