Не менее авторитетным, чем меч, в вооружении самурая был
безмерной лук (оюми), сохранивший свои размеры и форму с старых времён. Наиболее
характерными для безграничных японских луков было расположение места стрельбы,
которое помещалось не в середине, а немного ниже центра лука, уже у древнейших
луков верхняя их часть имела 36 обмотанных тростником участков, помещавшихся
ниже места, за которое брались рукой.
В отличие от лука колчаны для стрел были весьма
разнообразны. Их изготовляли из дерева с матерчатой обивкой, плели из ивовых
прутьев или бамбука. На войне самураи носили два колчана: на боку - малый,
сплетённый из ивы, и на спине - безграничной, спинной колчан прикреплялся сзади
с таким расчётом, чтобы стрелы возвышались над плечом и их можно было легко
выхватить, больше противоположных был распространен колчан, обшитый снаружи
мехом - эбира.
В эпоху Гэмпэй и позже применялись также колчаны уцубо,
кувшинообразные цубо янагуи и ровные колчаны хира янагуи, к носящим ремням
колчана подвешивался рулон с запасной тетивой (гэн) для лука, однако чаще её
прикрепляли к поясу, на котором носили меч. В комплект входил также кожаный
нарукавник томо, предохранявший руку от удара тетивы.
Стрелам в зависимости от их назначения (военные, охотничьи,
учебные, сигнальные) придавались самые разные формы, материалом для наконечников
служили железо, медь, рог или кость, бамбук и т.д, боевые стрелы имели стальные
наконечники, тренировочные - роговые (для стрельбы по соломенным мишеням) или
деревянные (для упражнения при инуомоно - преследовании собак).
Перед началом битвы в воздух выпускалась свистящая стрела с
насадкой из оленьего рога, ею стреляли для вызова и оповещения неприятеля о
начале боя.
Веретено стрелы делалось из ивы или бамбука; оперение
состояло из 2 - 4 перьев орла.
Кроме обыкновенных стрел, отдельный самурай имел в своём
колчане беспримерную "семейную стрелу" с его частным именем, которая не
употреблялась как оружие, по этой стреле узнавали убитого на поле битвы, она
забиралась победителем в качестве трофея.
О стрелках из лука были сложены в Японии легенды ещё в
старые времена. В них превозносились военные качества японских луков и искусство
стрелков. В феодальное время лук становится первенствующим оружием самурая,
среди 28 видов боевых искусств XVII в. искусство стрельбы из лука занимало
передное место, а понятия "война" и "лук и стрелы" (юмия) считались
равнозначными. Даже с введением огнестрельного оружия лук не утратил своего
значения, поскольку был более скорострельным и надежным, нежели заряжающиеся со
ствола пищали.
Наряду с зоркостью глаза лучник должен был обладать также
великой силой и выносливостью. Выдержка, сила и меткость стрелков проверялась
обычно во время тренировок, благочестивых праздников и состязаний единичных
воинов. В этом плане наиболее показательны стрельбы Дайхати Вада, выпустившего в
1686 г. в течении суток 8133 стрелы, и Масатоки, стрелявшего 19 мая 1852 г.
10050 стрелами, 5383 из которых достигли цели.
В феодальных средневековых войнах всадники и пехотинцы
применяли также копья (яри) - вытянутые у конных самураев и длинные (около 4 - 6
м.) у асикагу - и алебарды, последние особенно не редко употреблялись не только
самураями, тем не менее и монахами.
Начиная с XVI в. в войсках феодалов распространились пушки
и ружья с кремниевыми замками (тэппо), завезённые португальцами, однако это
оружие за 300 лет существования не претерпело почти никакого изменения и вплоть
до 1860 г. оставалось в том же исполнении, что и в XVI веке, при этом лук и
особенно меч не были вытеснены огнестрельным оружием и продолжали оставаться
основными в вооружении самурая.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-23.html