Глава 5. Понятие движения
          Освоение любого другого дела, но особенно боевых 
искусств, позволяет очень глубоко заглянуть в себя. Особенно, если дойти в этом 
до мастерства.
          Мастерство для человека самопознания - не самоцель, 
но прекрасное средство погружения в собственные глубины. Думаю, из предыдущих 
глав уже ясно, какого рода это погружение, и какие ступени удается преодолеть с 
его помощью. Боевые искусства, в частности, Любки, позволяют пройти от мышления, 
через разум и тело до стихийного состояния сознания. И мышление, и разум 
воплощены в разные «тела», составленные из образов, но задача пройти за них, 
чтобы открылось видение.
          Видение - вот то орудие, что поведет нас дальше, в 
стихе существует лишь оно. Но чтобы к нему дойти, надо освоить первую ступень 
самопознания, которая ведется с помощью понимания, то есть разума. Поэтому, пока 
мы познаем себя как мышление и разум, мы изучаем не действительный мир, а 
собственные понятия о нем. Так же мы поступим и с движением. Именно оно 
открывается нам в боевых искусствах, а через себя показывает душу. Мы начнем с 
понятия о движении.
          Что такое понятие? Все знают: это то, с помощью 
чего мы знаем что-то или о чем-то. Нет понятия - и ты не имеешь даже 
представления о вещи или явлении. Чтобы освоить движение, надо понять его, надо 
обрести понятие движения. Это абсолютно верно, и это абсолютная ловушка. 
Вдумайтесь. А лучше всмотритесь. 
          Понятие - это всего лишь образ созданный нашим 
разумом. Это всего лишь лестница, которую перекинули через неведомое. Вот только 
что было нечто стремительное и неуловимое, для чего мы придумали имя Движение. 
Раз имя придумано, значит, в действительности нет никакого движения, потому что 
слово "движение" лишь имя, а вещь не может быть равна своему имени. Имя 
обозначает нечто, но именно в силу своей способности быть знаком, оно никак не 
может соответствовать вещи, оно может лишь указывать на неё. И значит, то, что 
мы называем движением, не есть движение, потому что "движение" - не больше, чем 
восемь букв и примерно столько же звуков. Мы могли бы назвать его как угодно, 
скажем movement, Bewegung. Movement и Bewegung не есть движение, даже если они 
обозначают одинаковое нечто.     Следовательно, нет никакого movement, и нет 
никакого движения, и есть нечто, которое мы можем называть по-разному хоть до 
посинения.
          Оно за именем, и оно за понятием о себе. Понятие во 
мне, вещь снаружи, они не могут быть едины. Вещь никогда не соответствует 
понятию, понятие не передает вещи.    Оно позволяет нам понимать, о чем идет 
речь, в сущности, подсказывает, куда глядеть.     Но при этом именно это, на что 
надо глядеть, понятие и закрывает от нас. Мы глядим туда, куда указывает 
понятие, и видим лишь его, потому что для того, чтобы понять, что мы видим 
именно то, о чем говорим, его надо узнать. А узнать мы можем только одним 
способом - накинуть на вещь узнавание, то есть имеющийся у нас образ этой вещи.
          В итоге, мы глядим на вещь лишь миг, затем мы 
рассматриваем её сквозь образ, а значит, видим его…
          Чтобы понять движение надо суметь пройти за понятие 
о движении. А откуда мы знаем, что есть движение? Из жизненного опыта. Мы 
договорились некие узнаваемые явления называть движением. И теперь, когда 
обнаруживаем признаки, соответствующие нашему понятию о движении, мы узнаем, что 
перед нами движение.
          Но каковы эти признаки?
          Главный, если не единственный из них - вещь 
перемещается в пространстве. Вот поэтому мы и судим, решая, что в наличии есть 
движение. Но где оно? Разве движение скрывается внутри перемещения?
          Нет, перемещение вполне самодостаточно, это 
самостоятельное явление, лишь сопутствующее движению. Почему я могу это 
утверждать? Да потому что, если вспомнить физику, предмет физической вселенной 
не может начать самостоятельного движения. Он либо будет бесконечно пребывать в 
покое, либо его нужно вывести из покоя внешним воздействием, толчком. Но это 
значит, что в самом предмете движения не было, оно не было ему свойственно. А 
если оно не свойственно ему, то его нет и когда покой утерян.
          Движение могло быть в том, что вывело предмет из 
покоя, и оно могло передаться предмету после воздействия. Однако, после 
воздействия предметы лишь перемещаются строго в соответствии с законами механики 
из точки покоя в точку покоя. Изменить скорость или направление этого 
перемещения они не могут, что свидетельствует, что в них нет собственного 
источника движения.
          Это всё становится очевидно при сравнении с живыми 
существами. Одушевленные существа с очевидностью обладают источниками движения. 
Они могут его начинать, менять и прекращать. На то они и одушевленные. Иначе 
говоря, этим источником в человеке является душа, которая и отличает его от 
предметов ньютоновской механической вселенной.
          Но как увидеть движение в себе самом? Оно тоже не 
на поверхности. На поверхности тело, которое, если убрать душу, есть лишь вещь, 
предмет. И значит, предметом является каждая его часть. Поэтому, если 
приглядеться к собственным движениям, можно увидеть, что тело совершает 
множественные перемещения. Поведите рукой. Сначала вам покажется, что рука 
движется, но скоро вы поймете, что это перемещается вещь-рука. Пошевелите ногой, 
и увидите тоже самое. Даже когда вы пойдете, это будет всего лишь перемещение 
вещи-тела. 
          Движение было где-то раньше, там, где вещь получила 
толчок, пустивший её в перемещение сквозь пространство. Чтобы его рассмотреть, 
надо вспомнить выражение: родилось движение.
          Движение рождается где-то в глубине меня. 
Родившись, оно бурлит и клокочет, пока я не создам образ, по которому хочу 
пустить свое тело в перемещение. Но как только он создан, движение 
выплескивается из его источника и толкает тело, тело перемещается по образу до 
тех пор, пока не исчерпается. Не исчерпается что? Отнюдь не движение. Его уже 
нет. Пока не исчерпается образ. Тогда нужно создать новый, и сделать еще один 
выплеск движения, который и даст новый толчок вещи. Если толчки будут частыми, а 
образы малыми, перемещения станут точней. Внешне такой человек будет казаться 
мастером движения. У него будут учиться. 
          Но, даже считаясь мастером, он не будет хозяином 
собственному движению. За него кто-то будет управлять им. Кто-то в нем, кто-то, 
кого не найти без самопознания.
          Как увидеть движение? Надо научиться получать 
наслаждение от того, что не выпускаешь его. Лучшим упражнением является русская 
пляска, когда от звучания песни и ударов ног, что-то вдруг начинает гулять и 
играть в теле, и ноги, как это называется, рвутся в пляс.
          Вот именно такое состояние и надо поймать своим 
созерцанием, и не выпускать его из себя, пока не станет уж совсем невмоготу. 
Именно на овладении им строились чародейские приемы вроде гусель-самогудов. С их 
помощью движение отрывается от одного человека и передается другому. В 
определенной мере этим чародейством владеют все. Но чтобы сделать его 
по-настоящему, надо стать хозяином собственному движению. И начать надо с того, 
чтобы научиться его видеть. 
  
http://acasam.ws/p498.htm