Глава 4. Мастерство
          Вот теперь появляется возможность поговорить о том, 
как достигается мастерство вообще и в боевых искусствах в частности, так 
сказать, о самой природе мастерства.
          Для боевых искусств обычное понимание таково: 
мастер - это тот, кто может побеждать других. Вопрос: за счет чего? - в 
сущности, не задается. Точнее, он присутствует лишь скрыто, потому что 
перекрывается готовым ответом. Ответ же этот обладает силой очевидности: надо 
делать так, как делают победители, которых ты видел. Этому же учат и тренеры.
          Верный ли это подход? Конечно. Чтобы побеждать 
противников, их нужно знать, нужно изучать их сильные стороны. Но это нужно тем, 
кто выходит на соответствующий уровень мастерства. Начинающим закладывают основы 
в виде, условно говоря, «азов школы». Что это такое?
          Это отдельные приемы, соединяющиеся в боевые связки 
всё большей сложности. И так, пока уровень твоей сложности в бою не станет 
таким, что ни один противник не сможет тебя «прочитать», то есть понять, как ты 
ведёшь бой.
          В сущности, это все искусство хитрости, позволяющей 
обыгрывать других. И это все верно, как понимание мастерства, но поверхностно. 
Поверхностно именно потому, что направлено наружу, на других, и не идет вглубь 
тебя, не занято тобой. Мастерство бойца есть искусство укутывания себя во 
множественные слои хитросплетенных образов, из-за чего оно становится 
непреодолимой ловушкой для Я.
          Не могу сказать, что другие подходы будут успешней, 
и что они позволят легче побеждать, возможно, как раз побеждать-то и станет 
трудней. Но пока мне важно лишь то, что другие пути возможны. По крайней мере, 
один путь. И это не путь победителя.
          Это путь самопознания. Для бойцов могу сказать в 
оправдание этого пути одно: даже если он не облегчит ваши победы, он никак и не 
отменяет прежнего пути к мастерству через хитрость. Скорее, наоборот. Начав 
чуточку лучше понимать себя, вы будете лучше понимать и человека вообще, а 
значит, и противника в частности.
          Впрочем, возможно, что самопознанием вы всё 
испортите себе, потому что пропадет само желание побеждать… Но это уже никак не 
признак потери мастерства.
          Итак, путь к мастерству описан и пройден множеством 
мастеров, и поэтому он есть путь подражания. Его обучающая суть в предписании: 
делай, как я.
          Но путь к мастерству лежит и через другие двери - 
за ними возможность увидеть, понять и подумать. Увидеть истинную природу себя, 
противников и мастерства, и овладеть ею. Почему этим путем не идут? Только 
потому, что путь подражания проще, как кажется.
          В действительности, это далеко не так. Мастер, по 
которому ты делаешь жизнь, мог обладать таким телом, личностью и способностями, 
что ему было легко делать то, что позволяло побеждать. Ты же подражаешь, то есть 
пытаешься повторить его с твоими возможностями, и это может потребовать 
колоссального труда. И все же так проще.     Потому что не требует думать…
          По своему опыту могу сказать: самые красивые вещи в 
Любках получались у меня тогда, когда я прекращал тренироваться, переставал 
преподавать, садился за книги и думал об устройстве мира, жизни и себе…
          После этого получались удивительные вещи, такие, 
каких я никогда бы не смог достичь, идя путем тренировок и усилий.
          Думать, все-таки надо, потому что это сокращает 
путь к победе.
          Но что мы увидим, если задумаемся про природу 
мастерства?
          Первое и очевидное, что «мастерство» есть понятие, 
с помощью которого мы понимаем множество разных и одновременно сходных явлений. 
Иначе говоря, мастерство - это обобщающее имя для множества «мастерств», 
соответствующих разным делам. Это значит, что мастерства можно достичь в любом 
деле, а дел может быть бесконечно много.
          Значит, и мастерств тоже бесконечно много, но имя 
«мастерство» выделяет в них нечто общее и дает ему имя. Поэтому мы можем 
считать, что слово «мастерство» означает некую суть присутствующую в разных 
мастерствах, которые назовем видами мастерства. Если появляется понятие «вид», 
значит, речь пошла о чем-то скрытом, что лишь показывает себя, являет, делает 
видимым, оставаясь скрытым. Это есть признак обобщающего понятия.
          Обобщающие понятие - это образы, имеющие особое 
устройство, а самое главное, созданные из более легкого сознания, чем обычные 
образы. В силу этого понятия всплывают над образами, а обобщающие понятия над 
понятиями. Но тонкое правит грубым, а легкое тяжелым. Вот беда! Нас учили 
обратному, и все естественнонаучное мировоззрение убеждает: бетон, камень, 
железо тяжелее мысли и ей не подвластны!
  Разве неподвластны? Разве это не очевидность, что мысль 
двигает горами из бетона и стали?
          Вот так же и легкие образы управляют тяжелыми. Вы 
говорите имя и множество образов откликаются на него. Вы говорите: стакан, - и 
множество образов стаканов, которые вы видели за свою жизнь, подпрыгивают и 
звякают в готовности служить. Вы говорите: друг, - и лица друзей выстраиваются в 
ряд, чтобы напомнить о вашей жизни, о долгах, о битвах, где вместе сражалися вы. 
Вы говорите: измена, и не только воспоминания болезненных измен всплывают в 
памяти, но и сами эти состояния обрушиваются на вас, мешая телу дышать легко и 
свободно…
          Разум решает задачи нашего выживания с помощью 
образов. Для этого он думает, но думает он понятиями, потому что понимание 
достигается только с их помощью.
  Когда мы говорим: виды мастерства, мы говорим о тех 
способах, какими эта странная вещь являет нам себя в разных делах. Но чтобы 
научиться мастерству, а не этим делам, надо достичь понимания, надо понять, то 
есть создать себе ясное и четкое понятие о мастерстве.
          Понятия создаются разумом, разум умеет только 
думать, значит понятия создаются думанием. Одно из средств думания - 
рассуждение. Попробуем порассуждать о мастерстве. Что это такое?
          Очевидно, что мастерство - это некая человеческая 
способность, а именно способность делать что-то лучше других. Откуда мы это 
знаем? Из жизненного опыта: про того, кто делает что-то лучше других, говорят, 
что он мастер. И это повторяется из разу в раз. То, что повторяется, вызывает 
ощущение закономерности, а значит, истинности. Но тут может скрываться ловушка. 
Судите сами: если я сто раз перегибаю проволоку, и она не ломается, может 
сложиться ощущение, что она вечная и перегибание её  не ломает. Но на сто первый 
раз она сломается. Значит, длительный ряд повторений не означает закона, он лишь 
живучая случайность.
          Вот и то, что лучшего называют мастером выглядит 
законом, но нет ли из него исключений? И да, и нет. С одной стороны, на уровне 
языка люди всегда лучшего будут называть мастером. Но при этом мы точно знаем, 
что сам он может сказать про себя: какой я мастер! Вот такой-то был мастер! Я 
ему в подметки не гожусь…
          Что же выходит? Что понятие «мастерство» 
предполагает две части: оценку людей и нечто за этим. А именно действительное 
владение делом. А ведь любое дело можно понять до такой степени, чтобы 
действительно мочь сделать все, что возможно в этом деле, и сделать так, чтобы 
ни в одном из твоих действий не было ни ошибки, ни погрешности.
          Овладев делом до такой степени, ты можешь и не 
стать мастером, поскольку это звание дают люди, оценивая тебя. Это возможно, 
если некому оценить. Единственный в племени, умеющий читать вслух, никогда не 
будет оценен как мастер, потому что его не с кем сравнивать. Племя скажет про 
него просто: еще у нас есть такой, который читает.
          Но если есть кому оценивать, умеющего делать дело в 
совершенстве однажды обязательно объявят мастером. Это умение - суть и основа 
мастерства. Оценки же, по сравнению с другими есть лишь способы использовать это 
понятие для целей общества.Но что же такое умение делать дело в совершенстве? 
Если вы вдумаетесь - это вовсе не умение ковать, ткать или сражаться. Оно не 
имеет никакого отношения к железу, молоткам, нитям или мечам. Совсем никакого!
          Оно относится только к образам, только к понятиям и 
пониманию того, как использовать эти тряпки, железяки или отношения между 
людьми.
          Мастерство - это действительное понимание. Но не 
понимание вещи или мира, а понимание того, как с ними обращаться и как их 
использовать. Мастерство - это наличие образов действий, целостно вписанных в 
образ мира или дела, которым ты живешь. И мастерство в боевых искусствах - это 
понимание, всего лишь действительное понимание того, что и как надо сделать, 
чтобы победить противника.
          Но кто твой противник? Он человек, он личность, он 
тело, и он душа. Если вы не поймете этого, вы сможете побеждать, ведь и кирпич 
убивает, сорвавшись с крыши, но мастерами вам не стать.
  
http://acasam.ws/p497.htm