Глава 1. Что такое любки?
          Думаю, вернее было бы назвать эту главу: как я 
понимаю любки.
          Честно признаюсь, я до сих пор не уверен, что 
понимаю их до конца верно. Я многократно пересматривал свое понимание, вдруг 
осознавая, что я подходил к ним поверхностно. Когда я впервые познакомился с 
Поханей, а это было в 1985 году, в гостях у моего первого мазыкского учителя, я 
вообще воспринял его с внутренней ухмылкой.
          Старик, который меня с ним познакомил, что-то 
сказал про Поханю, что он боец и однажды будет меня учить драться. Я к тому 
времени имел за плечами школу бокса, самбо и карате. К тому же, чем особенно 
гордился, очень много дрался на улице. Жизнь у меня складывалась так, что мне не 
удавалось много выступать на соревнованиях, и я добирал своё в уличных драках. А 
уж там я дрался и с мастерами спорта и в толпе, и потому плохо верил, что кто-то 
может меня удивить. И уж тем более, не девяностолетний старичок, хотя Поханя 
выглядел лет на шестьдесят…
          К тому же, как историк по образованию, как 
этнограф, в то время еще не отказавшийся от научного подхода, я сильно 
сомневался, что в знакомых мне с детства местах, куда я ездил на свои сборы, 
можно было найти какое-то настоящее искусство боя.
          И вот в 1989 году я приехал к Похане после того, 
как побывал уже у нескольких старых мазыков, учивших меня и очищению, и науке 
думать, и даже повивальному искусству. Приехал, уже приняв, что мой жизненный 
путь - это самопознание. Но при этом еще нисколько не сомневаясь в себе как в 
хорошем уличном бойце, который знает, как надо драться в настоящей драке. Как 
говорится, на уровне рефлексов.
          И вот дедушка мне говорит: 
          - Ты боец. Но ты не воин. Ты обязательно 
проиграешь. Бойцы обязательно проигрывают однажды…
          Я слушаю его и вообще не понимаю! Именно так: я 
вдруг ловлю себя на том, что совсем не понимаю его. Но я был уже не тот, что 
ухмылялся внутренне пять лет назад. За эти годы я повидал разного, и понял: меня 
отправили к Похане после всей остальной учебы не случайно, не потому, что он был 
самым молодым. Каким-то образом любки должны доточить то, что я взял у 
остальных… И я пытаюсь его понять, я делаю усилие. И не понимаю, как будто у 
меня совсем нет образов, чтобы понять, о чем он говорит.
          Я, конечно, не хамил и не наглел, я старался быть 
предельно вежественным. Но я все равно пытался разобраться и задавал вопросы. И 
попытался объяснить себя:
          - Как проиграю? Я же держу себя в форме, я немножко 
тренируюсь, поддерживаю навыки. Конечно, многое уходит, но для своего возраста я 
неплохо держусь. Я бы еще вполне мог выступать…
          - Полно, - отвечает мне Поханя, - ты не о том. Ты 
пытаешься брать силой. Все бойцы пытаются побеждать силой, скоростью, 
молодостью. И пока они сильны, они стараются набрать как можно больше побед. А 
потом, когда они стареют, им предъявляют. Все их победы - это долги, которые 
придется платить… Не людям, так собственному здоровью, или кому-то еще…
          Оп-па! Вот тут я приплыл, как говорится…
          Мысль, в каком-то смысле, бесспорная, но и в той же 
мере бессмысленная, потому что  другого не дано.
          - И что же делать? - спрашиваю я, внутренне ощущая, 
что победил его этим вопросом. - Жизнь так устроена.
          - Это не жизнь, это ты так устроен. Ты говорил о 
самопознании? Вот, прими себя.
          Всё еще не видя никакого просвета, просто ощущая, 
что меня обыграли на словах, я продолжаю барахтаться, чтобы добиться хоть 
какого-то смысла:
          - А разве можно иначе?
          И тут он мне отвечает будто из древней китайской 
книги:
          - Старые люди учили, что в молодости надо драться 
так же, как ты будешь драться в самой глубокой старости. Если ты победишь так, 
то ты победишь навсегда, потому что противник не сможет дождаться, когда твое 
тело ослабнет…
  
http://acasam.ws/l_glava1.htm