Предисловие
           Любки - это вид единоборств, существовавший 
когда-то на Верхневолжье. Я начал ему обучаться весной 1989 года. Ездил, можно 
сказать, на этнографические сборы в Ковровский район Владимирской области к 
учителю, прозвище которого было Поханя. Под этим именем я о нем рассказывал в 
предыдущих книгах и буду рассказывать в этой.
          Обучать любкам я начал уже в том же 1989 году, 
скорее для того, чтобы освоить самому. В действительности я тогда совсем не 
считал себя мастером и не горел потребностью как-то ощутить себя им. Мне просто 
надо было понять то, с чем я столкнулся, поскольку это разрушало все мои 
представления и о боевых искусствах, и даже о мире. Пока был жив Поханя, я вел 
одну, можно сказать, подпольную группу в Иваново, где и осваивал полученные 
знания.
          Поханя умер в 1991, осенью. И лишь зимой девяносто 
первого года я решил действительно обучать любкам. Перед его смертью я получил 
разрешение у Похани и его жены тети Кати.     Можно сказать, выцыганил. 
          Надо сказать, что все мазыки - потомки живших на 
Владимирщине офеней, - к которым принадлежал и Поханя, не любили себя выставлять 
на обозрение и жили довольно скрытно. Поханя прямо показывал мне на своих 
родственников, и говорил: Ты уж помалкивай, затравят. Не меня, так их… Поэтому, 
когда я пытался заговаривать с мазыками о том, что люди должны знать их науку, 
мне каждый раз отвечали: Поучись пока. Все равно расскажешь не о том…
          И Поханя отвечал так же, пока не пришло его время 
уходить. И лишь осенью 1991 года и он, и тетя Катя, сдались и сказали мне: 
Ладно, вы теперь сами умные, знаете, как жить правильно. Делай, что хочешь!
          Так я получил разрешение рассказывать людям о 
любках, а заодно и о Хитрой мазыкской науке. Так называли они те знания, что 
хранили с древности, и благодаря которым считались в своих деревнях доками. И 
немножко колдунами.
          На самом деле Хитрая наука оказалась почти целиком 
самопознанием. Хотя и не без чародейства. И в любках это необходимо учитывать, 
потому что в бою это важно.
          В действительности, и это надо сказать изначально, 
никаких любков не было. Было искусство боя не на жизнь, а на смерть, похоже, 
идущее еще от пластунов. Тут, правда, надо сделать замечание.
          Сейчас, с легкой руки украинских националистов, 
понятие пластуны почему-то стало связываться исключительно с украинским 
казачеством. Лично у меня в этом большие сомнения, поскольку в той местности, 
где я жил, то есть в Ивановской области, никаких украинских казаков отродясь не 
было. Стояли, правда, перед революцией астраханские казачьи части, сдерживали 
разбушевавшихся пролетариев.
          Но вот понятия "пластун", "ползать по-пластунски" и 
даже "пластаться", то есть драться жестоко, и "пластаться" - идти скрытно, 
стелиться над землей, - были общераспространенными. И Поханя говорил, что его 
учили деды, которые были пластунами, то есть разведчиками в первую мировую. К 
тому же, не надо забывать, что эта земля была когда-то сердцевиной 
Ростово-Суздальского великого княжества, где воинское искусство было очень 
высоким, как это показывают летописи.
  Поэтому у меня есть сильное подозрение, что словом 
"пластун" называли еще в глубокой древности разведчиков при русском войске. Но 
вот выжило оно только на окраинах России, в беглой казачьей среде. В России же 
ушло с приходом неметчины в восемнадцатом веке.
          И уж точно, говоря о своих дедах, как о пластунах, 
Поханя не имел в виду казаков. Это значит, что даже если корни и общие, но 
последние века слово "пластун" имело независимое бытование как на Украине, так и 
в России. И в него вкладывались разные значения.
          В любом случае, Поханя говорил о бое на смерть, как 
о том искусстве, которое передавали ему его собственные деды-пластуны, то есть 
войсковые разведчики. И сам он отслужил Вторую мировую войну разведчиком. 
Кажется, батальонным. Но это я забыл. Хотя помню удивительные рассказы про 
пластунов и про его собственные походы за линию фронта.
          Так вот, никаких любков, как особого вида 
единоборств, как школы, кажется, не было. Был бой не на жизнь, а на смерть. И 
были стеношные бои между ватагами из разных местностей. И именно как вожак одной 
из ватаг Поханя и получил свое прозвище. Означает оно отца - Похана - или главу 
ватаги. Поханю подпоясали Поханей еще в тридцатых годах. Подпоясывали вязаными 
праздничными вожжами. А в девяносто первом году он слазил к себе на чердак и 
достал оттуда такие же для меня. Не подпоясывал, потому что не было у меня ни 
ватаги, ни мастерства…
          Но сказал: На, время придет, сам подпояшешься.
          Я так и не рискнул это сделать, поскольку не ощущаю 
себя мастером боевых искусств, да и ватагу так и не создал. Но когда я 
подпоясывал настычей - так назывались на языке мазыков наставники молодежи - мне 
приходилось брать на себя ответственность похани. И эта книга, пожалуй, тоже не 
меньшая ответственность…
          Не было школы любков, как не было школы зверков или 
школы "бой на смерть". Дрались на смерть, на зверки и на любки.
  Что такое бой на смерть, объяснять не стоит. Бой на зверки 
- это то, что мы сейчас знаем, как спортивные состязания, когда победить нужно 
любой ценой в рамках правил. Бой купца Калашникова тоже велся на зверки, почему 
его и наказывают за убийство противника. Он нарушил правила.
          А вот бой на любки - это бой между своими без 
повреждений. И я до сих пор помню, как в детстве мы обязательно договаривались 
перед дракой, как деремся. Мы обговаривали, бьем ли под дых, ставим ли подножки 
и даже бьем ли в лицо. А вот старшие могли договариваться просто одним словом: 
на любки.
          На любки дрались в стенку два конца одной деревни. 
С соседними деревнями дрались на зверки, а то и смертным боем. Можно ли 
говорить, что была школа стеношного боя? Называли ли стеношники своё искусство 
школой? Конечно, нет. И это не значит, что такой школы в действительности не 
было. Это искусство было, только оно не осознавалось так, как это привнесли нам 
восточные единоборства. Просто каждый деревенский парень должен был уметь 
драться в стенке. И учился этому с детства.
          И так же каждый стеношник должен был уметь драться 
на любки. По крайней мере там, где у русского мужика еще не утратилось 
осознавание себя принадлежащим к единому крестьянскому миру. При этом, участие в 
стенках было почти что обязательным для молодежи, но мужики отходили от них с 
возрастом. А вот в любках могли повозиться до глубокой старости, выпуская 
молодецкую удаль там, где просто драка была уже недопустима.
          На любки дрались на свадьбах и на сельских 
праздниках. Тоже не всегда. Но вот шутейное: Свадьба! А драку заказывали? - из 
того самого времени обрядовых драк, когда битва эта была необходима, чтобы 
очистился мир. Как битва между добром и злом на Святки, как битва между Зимой и 
Весной на Масленицу.
  Любошники дрались на праздниках так, чтобы потешить толпу. 
Любошные драки велись внутри многих плясок, вроде Владимирского "Ворыхана" или 
Курского "Тимони". Обе эти пляски уходят корнями у глубокую древность, и явно 
связаны с подражанием звериным, в частности, птичьим движениям. В них ворыхан - 
тетерев-самец отбивает самочек у соперников. Бой здесь обязателен, но это бой за 
любовь, а не против врага. Чуть увлекся противником, и ты потерял цель, ты занят 
другим самцом, а свою любимую уже потерял…
          Дрались на любки и в очистительных целях, чтобы 
обновить мир. Люди собирались на гулянье, и вот посреди толпы обнаруживались 
зачинщики будущей драки, которые начинали со сложных и хорошо узнаваемых всеми 
присутствующими кобений. Выкобениваться - слово до сих пор живое в нашей 
местности. Мало кто может объяснить, что оно значит, но зато все мгновенно 
узнают, что делает человек.
          Сейчас пьяное выкобенивание бессмысленно, а еще век 
назад люди знали, зачем оно. В древности же глубина понятия была еще большей, 
потому что любошные кобенья уходят корнями к летописным кобям, известным на Руси 
с самой начальной ее поры, насколько только хватает памяти народа.
          Драка на любки - это, конечно, бой, но это и не 
совсем бой. Это какое-то скоморошье искусство, призванное развлечь и повеселить 
празднующую толпу. Любошники, они же кобенщики, должны быть искусны и в слове и 
в бою. Настолько искусны, что толпа должна стоять очарованной.
          Как вы понимаете, чтобы набить морду пьяному хаму, 
нужно не больше искусства, чем для того, чтобы получить от него в морду. А вот 
чтобы удерживать внимание людей на длинной драке, как на театральном зрелище, 
боем надо владеть как искусством. Такой бой, как говорили мазыки, пришел им по 
наследству от скоморохов. И я верю этому, потому что сам больше пятнадцати лет 
развлекал людей такими потешными боями. И развлекал без нареканий…
          Не думаю, что любошники при этом смогут выступать 
на соревнованиях лучше тех, кто прямо готовит себя для соревнований. Все-таки 
боевые искусства требуют выбрать и посвятить себя чему-то определенному. Но 
любки вполне могут рассматриваться как класс спортивного совершенствования для 
бойцов, поскольку сохранили множество утонченных знаний о человеке и боевой 
схватке. Хотя лично я склонен рассматривать любки все же как оздоровительную 
гимнастику вроде китайского Тайцзи. 
          Это мягкая школа, мягкая по своей сути - деремся-то 
на любки.
          От любков лишь один шаг до боя не на жизнь, а на 
смерть. Собственно, знания-то о том, как сражаться, одни и те же. Но нужно 
принять решение, для чего сделать выбор. Любки направлены в жизнь, любки - часть 
обрядов, несущих плодородие.         Они - для использования внутри общины.
          Если у кого-то появится желание использовать 
любошные знания для спортивного применения или для применения воинского, ему 
придется не просто изучать приемы, но и пересматривать само мировоззрение 
любков.
          Впрочем, те же люди ходили на врага, и как Поханя, 
возвращались с войны без единой царапины…
  
http://acasam.ws/p501.htm