Ката развивает много качеств, которые не могут 
развить свободное кумите или базовая техника, а именно: чувство пространства и 
ритма; возможность тренироваться без партнёра; наработку новых приёмов и их 
комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник, 
редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приёмы, никогда не 
встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые возможности в 
исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой 
приёмов, опасных для отработки их с партнёром из-за высокой степени вероятности 
травмирования.
  
Каждая ката обладает определённой информацией, 
которая специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой 
степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан 
содержит туже технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката 
Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в 
качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во 
всех ката существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп 
Хейан и Текки.
  
Основная группа ката в стиле Шотокан - это Канку 
Дай (главная) Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении 
в эту группу все 5 ката Хейан, которые распологаются между Канку Дай и другими 
ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в 
единую общую систему информации стиля Шотокан.
  
Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы 
Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, итересные и уникальные сами по 
себе, 'выпадают' из системы ката Шотокан. А такие ката , как Унсу, Сочин, 
Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим 
единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами 
прошлого и остались благодаря своей технической ценности и практическим 
действиям.
  
Ката Унсу, в принципе, имеет мало общего с системой 
ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы. 
Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки - может быть связана с ката Джион.
  
Ката Сочин может быть непосредственно связана с 
Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.
  
Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с 
Джион.
  
Другие стили карате также имеют основные ката, 
например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику 
этого стиля.
  
Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, 
она является центром, общим показателем методологии и исполнительской техники и 
определяет направление в целом.
  
Некоторые ката постепенно выпадают из 
исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. 
Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной 
цельюизучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются 
изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по 
этой причине наиболее "представительные" по динамичности и эстетике движений 
ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым "не повезло", 
постепенно отошли и отходят в небытие.
  
Например, Унсу и сочин регулярно исполняются в наше 
время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга, 
возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.
  
Другие ката, не очень ритмичные и удобные в 
исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и 
не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и 
всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль 
упомянуты в книге М. Накаямы "Best Karate", но присутствуют в двухтомнике по 
ката Хироказу Каназавы.
  
Ката Мейкйо - ещё один пример отсутствия 
популярности среди исполнителей стиля Шотокан.
  
Ещё одной причиной снижения популярности у 
исполнителей определённых ката стало увеличение роли свободного кумите в 
практике карате во всём мире. В связи с этим возросла тенденция изучения ката на 
основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным 
боевым условиям.
  
Поскольку ката, наравне с кихоном, являются 
основным методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в 
экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне 
подсознания, то многократное повторение - единственный способ доведения боевого 
арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо 
привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из 
других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше 
количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.
  
Ката содержит в себе набор определённых технических 
действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых - поразить 
воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия 
- "Бункай" и "Ойо".
  
Бункай означает "анализ","подробное рассмотрение 
элементов ката". Термин Бункай правильнее использовать в значении "разобрать 
весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно".
  
Ойо означает "практическое назначение, применение 
элементов ката". Термин Ойо правильнее использовать в значении практического 
применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.
  
Первоначальные назначение каждого вида техники ката 
забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена 
создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их 
технические приёмы.
 
http://karate-online.org