Существуют истории о том, что во 
время войны Фунакоси Ёситака и Эгами Сигэру обучали отряды специального 
назначения. По сведениям Харада Мицусукэ, они работали в специальной школе 
Накано, которая готовила военных разведчиков и диверсантов. Ученики школы в 
течение одного года обучались подпольной работе и партизанской войне. Бой без 
оружия также входил в программу обучения, а преподавал его Уэсиба Морикэи 
(создатель современного айкидо). 
  Сам Морикэи Уэсиба был очень 
хорошим бойцом, но когда его ученики пытались применять технику айкидо в 
реальных условиях, они терпели неудачу. Айкидо слишком «технический» вид для 
освоения его в течение одного года. Военное руководство решило рассмотреть 
каратэ, как альтернативный вид боевой подготовки. Для этого были изучены 
различные стили каратэ — Годзюрю, Вадорю и Сётокан. Годзюрю не подошло из-за его 
акцента на тренировку ката Сантин, которое не находит практического применения, 
по крайней мере, в начальной стадии подготовки. Техника Вадорю показалась 
военным слишком «легковесной». Стиль Сётокан в исполнении Ёситака выглядел 
впечатляюще, и ему предложили преподавать в школе Накано. 
  К сожалению, Ёситака в то время 
был уже слишком болен, и поэтому практическое обучение вёл Эгами Сигэру. Он 
ограничил своё обучение двумя техниками: тёкудзуки (прямой удар) и маэгэри (удар 
ногой вперёд). Когда он начинал обучать группу, то выбирал из неё нескольких 
учеников и предлагал им напасть на себя так, как они могут. Побеждая в таком 
поединке, он мог практически доказать эффективность своей техники. Травмы были 
очень частыми. Удары ногами, как правило, наносились по голени, при том, что все 
ученики были в ботинках. 
  После войны Харада сэнсэй 
встретил одного из тех учеников, которые учились у Эгами. Тот вспомнил, что 
однажды в течение недели практически не мог ходить из-за таких ударов по голени. 
Но травмы не были оправданием для пропуска тренировок. Если кто-то пытался 
надеть защитные щитки, их немедленно снимали. Если случалась тяжёлая травма, то 
до конца тренировки обращаться к врачу было запрещено. Это было жестоким 
правилом, но все знали, что никаких врачей не было на поле боя. В целом, однако, 
школа «Наканорю» успешно решала поставленные задачи. Военные были довольны 
результатами такого обучения. 
  В 1943 году Фунакоси Гитин издал 
новую книгу — «Каратэдо нюмон», в которой, как считают, Ёситака написал разделы 
о технике каратэ, а его отец написал введение и историю. 
  Фунакоси Ёситака преподавал в 
Сётокан додзё до 1944 или 1945 года. В 1945 году Ёситака серьёзно заболел и 
практическое обучение в то время проводил Хирониси Гэнсин. Время от времени, в 
последние два месяца или около того, Ёситака поправлялся и давал уроки. Во время 
занятий Ёситака инструктировал и наблюдал, не занимаясь детальным обучением. 
Иногда в конце занятия он вызывал старшего ученика (сэмпай) для спарринга. 
Сэмпай атаковал, а Ёситака защищался и использовал только открытые ладони для 
того, чтобы ударить противника или оттолкнуть его назад. Можно сказать, что он 
«играл» с нападающим. Но даже эта игра иногда наносила травмы, и Эгами Сигэру 
вспоминал о своём чувстве обиды после таких болезненных уроков. 
  Многие известные современные 
мастера, например, Харада Мицусукэ и Касэ Таидзи, называют Фунакоси Ёситака 
«величайшим мастером Сётокан». Однако, хотя его методы послужили развитию стиля 
Сётокан в целом, он имел реальных собственных учеников. Харада Мицусукэ на 
вопрос о том, кого можно считать учениками Ёситака, назвал имена Эгами, Окуюма 
и, возможно, Хирониси во время войны. На этом ряд учеников закончился. Возможно, 
что именно в этом причина того, почему имя Ёситака так редко встречается в 
исторических исследованиях по каратэ. 
   
  Боец Ёситака 
  Насколько хорош он был? Это 
вопрос, на который нельзя точно ответить не только относительно Ёситака, но и 
относительно всех старых мастеров каратэ. Каратэ это не спорт, подобный боксу, 
где мы имеем полные описания всех бойцов и очень часто фильмы об их лучших боях. 
Не существует никаких фильмов о мастерах каратэ прошлого, часто не существует 
даже их фотографий, а письменные материалы, как правило, скудны или пристрастны.
  Все известные нам сведения о 
Ёситака происходят, как правило, «из вторых рук». Харада Мицусукэ рассказывал о 
нём, что «никто не мог блокировать удар Ёситака». Что касается фотографий, то 
они всегда превосходны: его тело выглядит красивым и сильным, а его стойки 
прочными, как скала. 
  Наследие 
  В 1945 году в самом конце войны 
Фунакоси Ёситака умер. Причины смерти называют разные. Эгами Сигэру 
предполагает, что он умер от болезни сердца. Есть версия о смерти от лейкемии, 
связанная с тем, что Ёситака работал рентгенотехником. Более вероятно, что его 
прикончила болезнь, которая следовала за ним много лет с раннего детства. 
  К его творческому наследию 
относятся: 
  • введение низких стоек и 
разворота туловища в положение ханми при нанесении ударов и в момент их 
блокирования, 
  • создание техники нескольких 
современных ударов ногами, 
  • разработка нескольких методов 
обучения кумитэ, 
  • создание Тэн но ката и 
внесение изменений в другие ката. 
  Сегодня можно много 
фантазировать на тему о том, как развивалось бы каратэ, если бы Ёситака не умер 
так рано. Эгами Сигэру размышляет об этом в своей книге «Дух каратэ», видя 
жалкое состояние современного каратэ, в котором приоритет отдаётся победе в 
соревнованиях, а не следованию каратэ, как жизненному Пути. Конечно, мир каратэ 
был бы сегодня совсем иным, если бы он жил дольше. Вероятно, не было бы раскола 
между Сётокан и Сётокай, но не было бы и спортивного каратэ. Но это — только 
предположения. 
  Фактом является то, что, 
благодаря Фунакоси Ёситака, возникли основные отличительные черты японского 
каратэ, и он был тем человеком, который провёл линию раздела между окинавским и 
японским каратэ.
 
	
http://phoenixkarate.tgn.ru