Мотобу 
происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный 
стиль назывался «Го-тэн-тэ», или «Мотобу-тэ» и брал начало от Мотобу Чохэ (позже 
свой стиль Чоки стал называть «Мотобу-Ха-Косё-рю-кэнпо-кара-тэ»). В конце XIX 
века патриархом Го-тэн-тэ был Мотобу Чомура, обучивший троих сыновей: Чою (умер 
в 1926 году), Чодзюна и Чоки. Мотобу Чою, как старший из сыновей, стал 
официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже .он передал 
право на преподавание семейного искусства «чужаку» — Уэхара Сэйки-чи (родился в 
1903 году), так как Чоки уехал жить в Японию. Еще позже, в 1949 году, Уэхара 
создал свой собственный стиль и назвал его «Мотобу-рю»!
  
Мотобу 
Чоки изучал, помимо Го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его 
учителями были Мацумура Сокон, Мацу мура Коса-ку, Итосу Ясуцунэ. Однако самое 
большое влияние на его формирование оказала «школа улицы». Наделенный огромной 
физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых 
известных бойцов Окинавы. Стиль Мотобу Чоки отличался естественными позициями, 
более высокими стойками, чем в других окинав-ских стилях, вольной интерпретацией 
понятия «хикитэ» и явным стремлением к бою на ближней дистанции. Он также 
настаивал на необходимости атаковать и защищать центральную линию тела. В этом 
стиле жесткие яростные атаки сочетались с мягкими отводящими блоками и 
грациозными перемещениями. Впрочем, блоки иногда были такими, что ломали руки 
противникам. А за свои непредсказуемые движения Чоки получил прозвище 
«обезьяна».
  
Что 
касается практики «кумитэ», то стиль Мотобу Чоки был жестко контактным и ставил 
своей целью нокаут. Отсюда еще одно прозвище Чоки — «тэйдзикун» (приблизительный 
перевод с окинавского звучит как «убивающий кулак»). Одним из любимых приемов 
Мотобу был «кэйко-кэн-учи», посредством которого он ломал доску любой макивары, 
В этой связи любопытно привести мнение одного из его учеников, мастера На-гаминэ 
Сёсина: «Ни один каратист в истории Окинавы не мог сравниться с Мотобу в 
разрушительной силе кэйкокэн!» В практике ката Чоки отдавал предпочтение 
Найханчи в различных ва-риантах ее применения.
  
Итак, 
приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через 
показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он 
попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал 
японский язык, тогда как Фунакоси в совершенстве говорил, читал и писал 
по-японски. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу для 
того, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило 
на демонстрацию 1917 года. Поэтому Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя, 
когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что 
показывал Фунакоси.
  
К 1925 
году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне 
отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 году была издана его 
книга «Окинава-кэнпо-кара-тэ-дзюцу». В 1927 году он переехал в Токио, где между 
ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в 
различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над 
Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались...
  
Мотобу 
никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он 
гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался 
показывать в самом что ни на есть традиционном духе — как искусство жестокого 
рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, 
заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в 
военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский 
манер, по образу и подобию дзю-до и кэн-до. Короче, он считал Фунакоси 
ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций 
своего народа!
  
Когда 
Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы 
термина «каратэ» с тех, что означали «рука континента» на другие — «пустая 
рука», и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к 
последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы.
  
Ученики 
мастера. Как в Японии, так и на Окинаве, Мотобу имел массу учеников. Назовем 
самых известных: Канэсима Синэй (прославленный мастер Исиминэ-рю); Канэсима 
Синсукэ (создатель Тодзан-рю); Кониси Ясухиро (создатель Синдо-Сидзэн-рю); 
Мацуяма Синсукэ (создатель Кэнпокан-рю); Митосэ Масаёси, или Джеймс (создатель 
Косё-Сёрэй-рю кэнпо-каратэ); Нагаминэ Сёсин (создатель Мацубаяси-рю); Накамура 
Сигару (создатель Окинава-кэнпо-каратэ); Оцука Хиронори (создатель Вадо-рю); 
Симабуку Тацуо (создатель Иссин-рю); Роберт Трайэс (первый пропагандист каратэ в 
США), Уэсима Сансукэ (один из создателей Кусинрю) и многие другие, не ставшие 
основателями собственных школ...
  
Среди них 
самыми верными последователями Мотобу явились Накамура Сигэру и Мацуяма Синсукэ. 
Кроме того, жизнь и взгляды на боевые - искусства мастера Чоки послужили 
источником вдохновения для Оямы Масутацу, создателя стиля Кёкусин-рю.