Сознательное отношение к учению выражает
мотивационную сторону личности учащегося. Мыслительный процесс всегда внутренне
мотивирован. Если у ученика нет желания и интереса к занятиям, если он не
переживает успеха и неудачи, если он не видит практического смысла в процессе
познания, то без всего этого от занятий не будет никакой пользы.
Для реализации данного принципа педагог должен:
-
систематически возбуждать интерес к учебному
материалу, теме, формировать познавательные потребности, повышать
эмоциональность методических приемов обучения;
-
знать потребности каждого ученика и
формировать на этой основе мотивы и цели учебной деятельности;
-
обеспечивать осознанное выполнение учеником
всех операций и действий. Ученик должен уметь в учебном задании: выделять на
основе указаний преподавателя смысл и условия решения учебной задачи; решать
двигательные задачи, анализируя и корректируя свои действия; самостоятельно
переходить к изучению следующего раздела учебного материала после критичной
самооценки качества усвоения предыдущего задания;
-
активно формировать и регулировать мотивы
учения, стремясь постоянно выделять взаимосвязи изучаемого материала с
требованиями реальной практики;
-
обеспечивать доступность учебного задания для
каждого обучаемого. Но в то же время каждый новый материал должен иметь
новизну и представлять определенную трудность для усвоения;
-
снижать актуальность тех потребностей,
которые не имеют отношения к решению учебной задачи;
-
строить процесс обучения таким образом, чтобы
усвоение последующего материала было затруднено без достаточного усвоения
предыдущего.
Задача преподавателя в реализации принципа
сознательности и активности заключается в том, чтобы создавать условия для
повышения уровня общей познавательной активности обучаемого и придавать
активности учения такую направленность, которая соответствовала бы учебной
задаче и условиям обучения.
www.kanku.com.ru