Каждый настоящий мужчина хоть раз за свою жизнь ходил с 
фингалом под глазом. Но, получив "фонарь", мало кто задумывался, почему у нас в 
драке чаще всего бьют именно рукой в лицо. И почему при обиде сами собой 
сжимаются кулаки. 
  Способность драться заложена в генетическом коде человека. 
На Востоке чаще бьют ногой, африканцы пускают в ход зубы, американцы используют 
то, что находится под рукой, - вспомните любой боевик с потасовкой в баре или 
ресторане. Драка на кулаках, или кулачный бой, - чисто русское изобретение, 
насчитывающее много столетий и являющееся целым пластом жизни, от которой 
невозможно отделить культуру русского народа. И как это ни покажется 
парадоксальным, обилие фингалов и жестоких драк сейчас связано с потерей этой 
традиции кулачного боя. Именно к такому выводу и пришли в Союзе кулачных бойцов 
России. Что-то мы о таком не слышали? - скажут читатели. Я, честно говоря, тоже 
был удивлен, когда в редакцию "Комсомолки" пришел москвич Александр Аргунов. 
  - Сейчас в Союзе кулачных бойцов России насчитывается около 
1,5 тысяч человек. Штаб-квартира расположена в Воронеже, филиалы - в Риге, 
Старом Осколе, Москве. Столь ограниченный круг вовсе не говорит о том, что к 
кулачному бою нет никакого интереса. Просто мы не спешили - необходимо было 
сначала собрать по крупицам те традиции, которые существовали на Руси вплоть до 
начала этого века. Для этого нам пришлось перевернуть массу литературы. Провели 
несколько экспедиций по тем деревням и станицам, где еще живут старики, помнящие 
кулачный бой в исполнении своих дедов и отцов. Узнавая, что мы им интересуемся, 
многие плакали - слишком большое место в жизни российских людей занимали 
единоборства. 
  После проведенных исследований стало ясно, что существовало 
три направления кулачного боя: крестьянское, казачье и городское... 
  По мере того, как Александр выкладывает мне свою концепцию 
возникновения и развития русского кулачного искусства, передо мной встают 
картины современных "боев", в которых мне так или иначе приходилось участвовать.
  Все свое детство и юность я летом жил на даче, где у нас 
возникали постоянные стычки с деревенскими мальчишками. По мнению родителей, те 
были отпетыми бандитами, поэтому после каждой потасовки мы возвращались домой 
как герои. Но только теперь я понял, что если мы дрались от нечего делать, то 
крестьянские дети лишь отстаивали свои территориельные владения, куда мы, 
городские, так и норовили залезть и напакостить. Оказывается, что в Центральной 
России, где плотность населения достаточно велика, за земельные наделлы, луга, 
леса борьба шла всегда. Правда, надо отдать должное - проходили эти стычки без 
особой жестокости: биться насмерть со своими соседями, которые тебя не раз 
выручали, было просто бессмысленно. "Разборки" внутри деревни были и вовсе 
редкостью и походили больше на семейный скандал, все так или иначе были 
родственниками. Именно поэтому крестьянский стиль кулачного боя был менее 
жестоким и более изощренным (главное - не убить, а проучить соперника). 
  Совершенно другой смысл в кулачный бой вкладывали казаки. 
Для них он являлся необъемлемой составной частью боевого искусства. Но драться 
на кулаках у казаков считалось дурным тоном, "лучше" было зарубить шашкой, чем 
ударить рукой. Воины-профессионалы делали упор на владение оружием. Существовал 
и своеобразный казачий спецназ - пластуны, или выездные казаки, как их еще 
называли. Их искусство, в том числе и бой голыми руками, преподавалось в школах, 
а также передавалось из поколения в поколение. О смелости этих людей ходят 
легенды: как в одиночку проходил через немецкий окоп, вырезал целый взвод 
солдат. Не меньшим геройством считалось проскочить и сквозь конную сотню. Для 
этого, кроме силы, необходимы были необычайная реакция, верткость и ловкость, 
что тоже становилось достоянием кулачного боя. Техника удара казака в кулачном 
бою шла от владения оружием. 
  В городах, где сливались два направления - крестьянский и 
казачий, - дрались наиболее жестоко и целенаправленно. Люди, переезжавшие из 
деревень в город, должны были заявить о себе. Авторитет приходилось зарабатывать 
в уличных баталиях. Традиции городских боев, хотя и с большими изменениями, 
дошли и до наших дней. К примеру, еще лет 15 назад в Москве Ленинский проспект 
был границей двух враждующих микрорайонов, и заходить на другую территорию было 
очень опасно. В Казани драки район на район существуют и до сих пор, о чем 
писалось не раз. Но если сейчас это стало привелегией бандитов и шпаны, то 
раньше постоять за честь улицы выходили уважаемые горожане. В зависимости от 
состава населения и архитектуры в различных городах существовала и разная 
техника уличного боя. В Москве, где раньше были узкие улицы, сложися свой стиль, 
про который говорили: "Москва бьет с носка". Иначе дрались в Петербурге, 
Воронеже, Старом Осколе, Орле... 
  Но находились и смельчаки, выходящие сращу против 
нескольких соперников. Мы с Александром смотрим видеокассету, где показан 
подобный показательный бой - кулачный боец проходит через тройной заслон 
соперников за шесть секунд. Правда, он получает несколько чувствительных ударов, 
но и трое из пятнадцати противников остаются лежать на земле. 
  И все же никакую уличную драку не сравнить с боями 
профессионалов, которые устраивались по праздникам (Масленичные бои, Троицкие 
бои, бои на Илью Пророка...) 
  В эти дни вокруг кулачных площадок собирались тысячи 
человек. Победить здесь считалось крайне престижно - чемпион становился 
настоящим героем. Но и рисковать приходилось многим - бойцы-профессионалы знали 
все болевые точки, могли убить человека с одного удара. Причем в кулачном бою 
разрешалось бить любой частью тела: рукой, ногой, головой. В правилах лишь 
оговаривалось: "тяжелого в руку не брать, до смерти не бить". 
  Для того чтобы представить себе рисунок того боя, сразу 
отбросьте все современные виды единоборств: бокс, каратэ, таэквондо... Кулачные 
бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на 
Руси проходят зимой. Поэтому на подобные поединки выходили в валенках и 
полушубках, что накладывало определенный отпечаток и на технику. Удары 
наносились так, чтобы пробить теплую одежду, а для этого недостаточно мышечной 
силы, приходилось использовать вес всего тела... 
  Это все, конечно, интересно, но зачем возрождать искусство 
драки теперь, когда их и без того хватает? Александр Аргунов ответил на этот 
вопрос так: 
  Раньше я в течении шести лет занимался ушу и каратэ. Достиг 
неплохих результатов. И все-таки чувствовал себя не в своей тарелке. И только 
занявшись кулачным боем обрел спокойствие и понял, что я русский человек. Мне 
нечего бояться и нечего делить. Умение драться отныне меня не интересует. 
  Гораздо важней теперь то, что меня окружает. Кулачный бой 
на Руси был тесно связан с образом жизни, и мы постарались восстановить ее 
размеренный ритм. Действует поразительно: все, кто у нас занимается, бросают 
пить и курить. Да и внутренне преображаются. Впрочем, тренировки наши скорей 
напоминают не подготовку спортсменов, а уроки по истории и психологии. Ведь 
кулачный бой - это не вид спорта, а стиль жизни и, не удивляйтесь, отличная 
оздоровительная система со своей проверенной веками комбинацией движений, 
совершенно естественной для русского человека. 
  Немалую роль в ней играет и питание: для нормальной 
жизнедеятельности российского человека достаточно того, что растет в 
среднеевропейской полосе: капусты, картошки, яблок... 
  В кулачном бою существует и своя дыхательная система. 
Чтение молитв религиозными христианами перед боем не что иное, как введение себя 
в определенное состояние, близкое к трансу, что достигается йогой. Об этом можно 
говорить очень долго. Но лучше приведу три примера. За шесть месяцев занятий 
кулачным боем один человек вылечился от лимфогранулематоза, жругой - от тяжелой 
астмы, третий восстановился после травмы перелома основания черепа... 
  Вот так, начиная от фингала под глазом, мы дошли до 
совершенно противоположных, целительных свойств кулачного боя. 
  К.Серов
  
http://nevernyi.user.kz/bip/polza/strfight/5.php