Гениальным Учителем Уэсиба, который сформулировал первый принцип
бу-до как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного
развития человека, этот принцип был воплощён в соответствующее боевое
искусство, Айки-до. Сейчас Айки-до - боевой дисциплиной, наиболее
подходящей для нашего века, - занимается бессчётное количество людей -
представители всех уровней и классов общества.
Определение Айки-до как современного бу-до вовсе не означает, что
оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм бу-до,
таких как дзю-до, карате и кен-до. В то время как
Айки-до развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки
тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что
подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире
спорта.
Айки-до, напротив, отказывается стать соревновательным
видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на
весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей.
Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие
самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия
спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет
ничего более страшного для бу-до, безусловная цель которого состоит в
освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное
не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся
современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее
перспективно для их сохранения, особенно в Японии после Второй Мировой войны,
когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных
сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как
в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку
нельзя отрицать, что молодёжь в боевых искусствах особенно привлекают
соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию
развития, Айки-до отказывается присоединиться к такой системе
классификации и остаётся верным исходному положению бу-до:
тренировке и развитию духа.
В мире
Айки-до иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров,
которые аргументируют это необходимостью привлечь большее число занимающихся,
чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся
Айки-до создали самостоятельные школы, пропагандирующие
"соревновательное Айки-до". Это серьёзное дело, поскольку превращение
Айки-до в другую форму современного спорта могло бы привести к его
включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу
Олимпийских игр.
Айки-до чётко отграничивается от подобных мыслей по
очевидной причине: задача Айки-до - сохранение основ бу-до и
духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом бу-до,
сформулированным Учителем Уэсиба: постоянная тренировка тела и
разума как основной путь духовного развития человека.
Традиции
бу-до входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его
положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные
соображения. Истинная причина сохранения Айки-до в современном мире
именно в его соответствии идеалам Учителя Уэсиба, несмотря на то, что
люди могут рассматривать его только как ещё одну форму искусства боевых
единоборств.
Уникальное положение, занимаемое Айки-до и чётко отделяющее его как от
классического бу-до, так и от его современных форм, не может быть
правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых
искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только
для Айки-до, может создавать некоторые трудности в популяризации этого
искусства.