Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным
образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч
«катана».
Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным
образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч
«катана». Не только благодаря качеству его стали и изяществу отделки, но и
потому, что ряд принципов конструкции катан, остающейся практически неизменной с
14 в., лег в основу многих моделей современного боевого холодного оружия.
Классическая катана, иначе именуемая «дайто», — это меч с
изогнутым клинком длиной от 61 до 75 см, заточенным с одной стороны и одинаково
удобным для пешего и конного боя. Его лезвие стандартной шириной 3 см обычно
имеет толщину в 0,5 см возле закрывающей 30-сантиметровую рукоять круглой
чашки-гарды — «цубо» и сужается к концу острия — «киссаки» до толщины волоса.
Центр тяжести такого меча смещен к острию, что облегчает рубящие удары. Масса
катаны в зависимости от длины составляет 0,9-1,2 кг.
Именно этот меч стал считаться в Японии символом
самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего
сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Так, признаком достоинства
самурая считалось наличие 10 и более мечей, различавшихся формой и расцветкой
ножен и рукоятей и предназначенных для ношения (в паре с идентично оформленным
коротким «вакидзаши») в разных ситуациях — на придворных праздниках, охотах, и,
разумеется, на войне. Если самурай хотел оказать свое миролюбие, то вешал катану
на правый бок — когда извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку
указывала, что ее хозяин «вышел на тропу войны».
Приходя в гости, самурай тут же передавал катану слуге,
который с поклоном водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если
визит носил особо дружеский характер, гость снимал и короткий вакидзаши,
укладывая его под правую руку рукоятью к себе. Обернуть рукоять к собеседнику
считалось оскорблением, поскольку этот жест означал сомнение владельца клинка в
фехтовальном мастерстве собеседника. Угрозой для чести хозяина меча и даже
поводом для поединка считались случаи, когда собеседник касался меча гостя
случайным неловким жестом. Напротив, хозяин меча считал для себя большой честью,
если его собеседник, восхитившись красотой клинка, просил разрешения
полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую прозрачную ткань (чтобы
прикосновение влажных пальцев не стало причиной ржавчины).По гибкости, прочности
и остроте катаны превосходили арабские булаты, не говоря уж о мечах европейской
ковки. Сравнивая их химический состав, современные металлурги установили, что
содержание фосфора в японских катанах не превышает 0,003%, тогда как в булатных
клинках оно составляет 0,02%. Но это — сухие цифры. А наглядной иллюстрацией
качеств самурайского меча служит известный эпизод американского фильма
«Телохранитель», когда главный герой в исполнении К.Костнера роняет на лезвие
лежащей на подставке катаны шелковый платок — и он мягко распадается надвое...
Впечатляют и выступления мастеров японского фехтования «кендзюцу», разрубающих
мечами летящих стрекоз, рисовые зерна и падающие капли дождя.
Любой турист, посетивший Страну восходящего солнца, может
купить там сувенирные катаны и вакид-заши классических форм и размеров,
изготовленные промышленным способом из стали марки «440». Конечно, их качество
так же далеко от подлинных самурайских клинков, как быт современных японцев от
образа жизни их предков 300-летней давности. Уже с середины 19 в. искусство
старых мастеров было подорвано массовым коммерческим производством, а с 1945 до
1953 г. изготовление таких мечей было вообще запрещено американскими
оккупационными властями как «рецидив японского милитаризма».
После отмены этого запрета японские власти, стремясь
возродить древнее мастерство, создали Общество сохранения искусства производства
мечей, заодно распорядившись собрать и переплавить изготовленные массовым
способом дешевые клинки, выделанные между 1905 и 1945 гг. Но и сейчас в Японии
насчитывается не более 300 мастеров «муканса», умеющих вручную сделать клинок,
подобный старинному. Из-за большого срока обучения и накопления опыта средний
возраст таких мастеров превышает 60 лет. Следуя правилам своей гильдии, они
имеют право производить ежемесячно не более двух катан. Обычно их делают по
заказам богатых потомков самурайских родов — в подарок родне или местным храмам.
Чтобы воочию увидеть настоящий самурайский меч, россиянам
не обязательно ехать в Японию. За последнее столетие наша страна дважды получала
богатейшие коллекции старинного японского оружия — как трофеи войн 1905 и 1945
гг. С тех пор в экспозициях петербургских Эрмитажа и Кунсткамеры, а также в
музеях Приморья хранятся уникальные придворные и боевые мечи старинной работы. К
сожалению, в последнее время они все чаще привлекают внимание не только
бескорыстных ценителей, но и банальных воров.
Только в 1994—1995 гг. ценнейшие образцы катан были
похищены из питерской Кунсткамеры и краеведческого музея Владивостока. Не
исключено, что украденные клинки вернулись затем на историческую родину. Ведь
японские антиквары, обживающие наши оружейные «черные рынки», дают сейчас в
обмен на одну армейскую винтовку «арисака» времен русско-японской войны небитый
автомобиль «тойота». А за старинную катану готовы выложить цену «джипа» или даже
«мерседеса», зная, что в накладе не останутся...
http://bladeist.ru/page-id-42.html