Школ кэндзюцу, как называется в Японии искусство боя на
мечах, существовало и существует немало. Одни обращают особое внимание на
мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом ("Синкагэ-рю"),
другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым
приемам, проводимым при помощи этой техники ("Синто-рю"), третьи практикуют
работу двумя мечами одновременно - большой в правой руке, малый в левой ("Нито-рю")
- таких бойцов называют "рето дзукай". Кто-то предпочитает подрезающие удары в
горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника - между техникой кэндзюцу и
айкидо много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный
хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности
самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с
длинным клинковым оружием.
В XVII в., после объединения страны под властью дома
Токугава, началась тенденция превращения кэндзюцу в кэндо - способа боя на мечах
в Путь меча. Кэндо уделяло много внимания нравственному самоусовершенствованию
личности, а сейчас является одним из самых популярных в Японии видов спорта, в
котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные
эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания
настоящего (боккэн, или бокуто), ввел легендарный мастер XVII в. Миямото Мусаси.
Правда, такой деревянный меч все равно был грозным оружием, которым запросто
можно было расколоть череп. Самураи часто хранили боккэн дома, у изголовья. В
случае внезапного нападения можно было с его помощью обезоружить и взять
противника без пролития крови, просто, к примеру, перебив ему руки или сломав
ключицу...
По сравнению с техникой боя длинным японским мечом, техника
боя коротким известна меньше. Здесь встречаются и хлещущие удары кистью,
построенные на том же принципе фиксированного удара, и подвешенное положение
меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частые
удары рукояткой в солнечное сплетение. Естественно, по сравнению с длинным
мечом, тычковых ударов больше, поскольку это оружие все-таки предназначено для
боя на близкой дистанции.
О месте меча в японском обществе и японской культуре
написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской
династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания
национального духа. Перед тем, как приступить к изготовлению настоящего
традиционного японского меча, японский кузнец совершал долгий подготовительный
ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к
созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы,
облачение в чистые, церемониальные одежды, целибат.
Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет
меча. Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный
справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч
было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч
оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом
означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для
показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе - поворот меча
рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика,
поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации
оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только
шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны
и, тем более, бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог
последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь
имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие японские оружейники
часто специально не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о
то, кто его создал, а человеку, который не способен этого понять, и знать
незачем, кем меч создан. Слово "меч" часто табуировалось, и, например,
"вакидзаси" буквально означает "на боку воткнутое"...
Говоря же об особенностях технологии изготовления
самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно,
обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим,
если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить катану даже
короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для
ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии
ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2
длины клинка от гарды.
К.В.Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад
(части 1,2
http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/PROJECTS/JAPAN/weapon/sword/sword.htm