"Не знаешь ты разве, что мы в близкой дружбе с тобой? Что с
веков отдаленных - давно уж как стал я твой род охранять?"
"Исэ моноготари"
Пожалуй, не найти другого такого предмета кроме
самурайского меча (катана), который в большей степени символизировал бы
традиционные боевые искусства Японии. И хотя изображение меча в различных
вариантах достаточно широко используется в эмблематике на Западе, но нигде в
него не вкладывается такого смысла как в Японии. В стране Восходящего Солнца
существует культ меча , родившийся в глубокой древности. Издревле считалось,
что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Яшмовое Ожерелье и
Меч . Эти вещи считались наиболее ценными и они заставляли людей благоговеть
перед ними и оказывали влияние на них. Уже один тот факт, что меч отнесен к
этим вещам, показывает, что японцы относятся к мечу не только как к оружию.
Для них он является олицетворением души, символом доблести, чести и храбрости. О
нем слагались стихи, притчи и легенды. В самурайских семьях меч являлся
фамильным наследством, передаваемым из поколения в поколение. Помимо этого,
меч является принадлежностью синтоистского культа, что также делало его особым
предметом. По синтоистским канонам считается, что все предметы, имеющие
отношение к богу должны обладать тремя обязательными качествами: чистотой,
ценностью и редкостью. Спокон веку считалось, что меч обладал данными
качествами в полной мере. Согласно легенде богиня Солнца Аматэрасу подарила
своему внуку меч и послала его на землю для правления и отправления
справедливого суда. Будучи, по своей сути, боевым оружием меч также нередко
являлся святыней украшающей храмы и предметом пожертвования богам. Первое такое
известное нам сегодня подношение относится летописью к III веку. В течение
многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев -
профессиональных солдат в средневековой Японии. Даже еще в сравнительно недавнем
прошлом во время Первой и Второй Мировых войн подобные мечи носились офицерами
японской армии, флота и полиции. Самурайские мечи перейдя в разряд предметов
коллекционирования, таких как марки или старинные монеты, тем не менее, остались
одними из самых лучших когда-либо изготавливавшихся человеком. Без сомнения они
являются шедевром, кульминацией кузнечного искусства оружейников. В умах
большинства людей самурайский меч , прежде всего, ассоциируется с скендо и
кендзюцу - японским искусством фехтования. Зародившись примерно в X веке, оно
многие столетия было неотъемлемой частью военной подготовки самураев. Однако
сегодня, когда искусство владения мечем потеряло свое прикладное значение,
кендо видоизменилось и превратилось в чисто спортивную и медитационную
дисциплину. Это касается не только правил проведения поединка и технического
арсенала приемов, но и самого оружия. В наши дни в кендо используется меч из
связанных в пучок полос бамбука - синай. О другом виде боевого искусства
связанного с мечем - иайдо - знает гораздо меньший круг людей. Это, как мне
кажется, не справедливо. Иайдо - искусство мгновенного обнажения меча с
последующим ударом. По сравнению с кендо, иайдо сравнительно "молодое"
искусство. Согласно легенде, оно родилось в Японии в XVII веке. Один из самураев
по имени Ходзе Дзинуске захотел отомстить за убийство своего отца. Однако он не
мог противостоять убийце в открытом поединке, так как тот был сильнее и опытнее,
а прибегать к услугам наемного убийцы или убийству из-за угла не позволял кодекс
чести - Бусидо. После долгих раздумий он понял, что рассчитывать на успех можно
только в одном случае, если бросив вызов обидчику зарубить его до того, как он
успеет выхватить свой меч . После длительных тренировок он осуществил свой
замысел и отомстил за смерть отца. С течением времени искусство мгновенного
обнажения меча распространилось по всей Японии. Насчитывалось более четырехсот
школ иайдо. Безусловно, каждая из них привносила что то свое в технику работы,
но в своей сути они были едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже
самого неудобного положения и один, максимум два последующих удара. Как и в
американских вестернах в живых оставался тот, кто делал это быстрее и точнее.
Подобная техника требовала не только отличной физической подготовки, но, что
особенно важно, высочайшей степени психической мобилизации. В отличие от многих
других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней почти без изменений.
Во многом этому способствовал тот факт, что с тех пор, как в XIX веке искусство
владения мечем потеряло свое прикладное значение, основным приоритетом в иайдо
стало максимально точное выполнение всех канонов, требований и ритуалов начиная
от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на
одежде. В XX веке искусство иайдо покинуло территорию Японии и стало
неторопливо, но неуклонно завоевывать другие страны. В чем же секрет того, что
искусство владения мечем продолжает жить в век космических полетов, ядерного
оружия и персональных компьютеров? Ответ прост. Помимо физической активности,
дающей определенную нагрузку практически на все группы мышц, практика иайдо
развивает способность мгновенно концентрироваться и мгновенно достигать
глубочайшей степени психической концентрации. Именно поэтому в Японии иайдо
практикуют как люди, никак больше не связанные с боевыми искусствами, так и те,
кто профессионально занимается каратэ, айкидо или чем-нибудь еще. И это вполне
естественно, ведь способность мгновенно достигать глубочайшей степени
психической концентрации и удерживать ее значительное время, может найти
применение в любой отрасли деятельности. Для человека находящегося в подобном
состоянии время начинает идти по-другому. Ему кажется, что вокруг него оно
замедлило свое течение, тогда как собственное внутреннее время течет с
нормальной скоростью. Человек продолжает думать и действовать в реальном, как
ему кажется, формате времени, хотя на самом деле делает он это все в несколько
раз быстрее. Чтобы наглядно убедиться в этом, достаточно посмотреть такие
фильмы, как Убийца Сегуна (первая серия) и Слепой Самурай. Хотя это всего лишь
художественные фильмы и в них немало домыслов и сюжетов скомпонованных по
законам кино-жанра, в главных ролях снимаются подлинные мастера. Техника,
которую они показывают, есть результат тренировок, а не кинотрюков. Кстати,
эффект ускоренного течения внутреннего времени испытывает на земле практически
каждый человек. Да, да, я не оговорился! Вспомните свое детство. День кажется
невероятно большим, а неделя от воскресенья до субботы просто огромной. А вот
взрослому человеку день отнюдь не кажется большим. Иногда и недели бывает мало
для того, чтобы закончить все намеченные дела. Этому есть простое объяснение. У
ребенка действительно его внутреннее время течет немного быстрее реального. Это
заложено в него Природой для того, чтобы он быстрее развивался и достигал
зрелого состояния. Вне всякого сомнения, умение произвольно ускорять течение
внутреннего времени играет первостепенную роль для воина. Но есть, конечно, и
мирное применение этих уникальных способностей. Для бизнесмена ведущего важные
переговоры ускоренное течение внутреннего времени даст ему больше времени для
обдумывания и прочитывания ситуации. Для водителя попавшего в кризисную ситуацию
на дороге эта способность может спасти ему жизнь.
http://warriors.evial.ru/armor/sw_3.php